Олейник Анна
17 мая 2016, 12:27
«В КАЖДОЙ РАБОТЕ МОЯ ДУША»
Нынче все бранят наше время – и то, мол, не так, и это не эдак. Но был ли в истории такой период, который современникам казался «спокойной гаванью»? И дело, наверное, не только во времени, но и в человеке. Удивительный пример творческого и человеческого оптимизма блестяще демонстрирует наша современница и землячка, заслуженный художник АРК Анна Олейник.
93-летняя художница из Ялты поражает коллег и друзей молодым энтузиазмом, искренностью, доброжелательностью, стильным имиджем и артистизмом. Анна Петровна легко общается с коллегами, подрастающим поколением, журналистами. А между тем, появившись на свет в первой четверти ХХ века, она прошла весь нелегкий путь становления и развития страны Советов. Застала и военное лихолетье Отечественной, и трудности послевоенного времени, и застой, и перестройку, и развал Союза. В 1977 году стала членом творческого Союза художников, и уже в новом тысячелетии, в 2004-м была удостоена звания заслуженного художника АРК. Долгая, предельно насыщенная жизнь Анны Петровны Олейник стала своего рода квинтэссенцией основных культурных процессов изобразительного искусства. Во многом художница является его неотъемлемой частью, создателем своего собственного уникального творческого метода. А юбилейный арт-проект к ее 90-летию со всей очевидностью показал, насколько значительную роль Анна Олейник играет в современной художественной культуре Крыма. Художница активно сотрудничает с выставочными центрами, музеями, библиотечными организациями. Так, в 2009 году юбилейный проект «Творческое пространство Анны Олейник», приуроченный к 85-летию художницы, прошел в Ялте. А в 2014-м состоялись две масштабные персональные выставки в Ялте и в Симферополе, посвященные уже 90-летнему юбилею Анны Петровны! «Розоцветье Анны Олейник» («Вилла Елена» Ялта) и «Пастельная лирика» (Дом Художника Симферополь).
Анна Петровна работает во многих направлениях, жанрах и техниках. Но фирменной ее особинкой, несомненно, является сложная техника пастели. При взгляде на ее великолепные работы, высокие слова о мастерстве, особой живописной одаренности, чувстве цвета, композиции и формы, рождаются сами собой. Работы напрочь отвергают застарелые представления о пастели как о сентиментальной технике салонного искусства. Простой пейзажный мотив в ее работах вырастает до большого художественного образа. Ход цветового решения, диапазон технических приемов, глубина психологизма удивляют и восхищают.
Кисейным театральным занавесом вьется «Поэзия летнего вечера», клубится сырым туманом и тревожит предчувствием «Дорога в Чернигов», а работа «Пурпур и золото» пленяет изяществом ритма чередования осин и березок, радует душу безыскусным очарованием; переплетение тонких ветвей подчеркивает ощущение быстротечности времени. Работы, выполненные пастелью, относятся к наивысшей технике сложности экспонирования. Каждое произведение хранится под прозрачным стеклом, оберегающим его от разрушения, и каждый экспонат требует индивидуального подхода. Пастель обладает удивительной воздушностью, производит впечатление бархатистости, нежности, чуть меланхоличной прелести. Но в работах Анны Олейник важны не столько техника, сюжет или тема, сколько чувства, которые она стремится выразить. Цвет и силуэт на этих листах воспринимаются как сложный обобщенный образ, символический знак, соединяющий время и пространство. Так, деревья на листах «Осенней серии» выглядят словно загадочные иероглифы на фоне прозрачного неба, и вместе с тем, мы буквально чувствуем порывы студеного ветра, который сгибает влажные иззябшие ветви.
Неудивительно, что работы крымской художницы Анны Олейник украшают выставочные залы и музеи Югославии, Англии, Франции, Украины и России.
Мотив предельной художественной достоверности не менее значим для автора. Пейзажные серии Анны Петровны трогают душу и привлекают внимание редким синтезом высокого профессионализма и любви художника к своей родной земле. Этот особый специфический оттенок голубого кобальтового рассветного неба Ялты ни с чем не спутать! Ялтинцы с ним рождаются и живут, и он узнаваем и эмоционально звучен в целом ряде ялтинских пейзажей.
И еще филигранное чувство меры, без излишнего натурализма, но и без навязчивой декоративности. Анна Петровна работает так остро, концептуально, что ее творческой смелости в технике «сокращенной палитры» впору и молодым художникам поучиться. Она – художник, который видит форму цвета.
Несмотря на солидный творческий возраст, Анна Петровна охотно участвует в различных проектах. Так, ее работы украсили выставку портретов и автопортретов крымских художников, выполненных в технике классического рисунка «Линии небесных сил» (сентябрь 2013, куратор выставки Виктория Меренкова). В экспозицию вошли около ста рисунков известных крымских художников, в том числе из частных коллекций, созданных в разные периоды. Ежегодно Анна Петровна Олейник принимает участие в благотворительном аукционе «Белый цветок». А работы «Подсолнухи» и «Крымские истории» переданы в дар в Ялтинский Историко-литературный музей в 2012 году. В 2015-м – участие в юбилейной выставке «75 лет Союзу художников Крыма».
И совсем недавний пример – концептуальный проект 2016 года «Женщина: о времени и о себе» (куратор Шевкет Кешфидинов). Два полотна Анны Олейник «Набережная Ялты» и «Подснежники» вызвали живой интерес посетителей выставки. Работы написаны специально для этого проекта.
Хочется вспомнить и процитировать слова Александра Басова, сына известного крымского живописца Якова Басова: «Я не художник, не искусствовед, но работы Анны Петровны просто люблю. Они вошли в мою жизнь и сделали ее духовно и душевно богаче».
Позитивом и вкусом творчества восхищалась Екатерина БОРОДИНА
Справка
Анна Олейник (1924 года рождения).
Живописец, график, художник-оформитель.
Анна Петровна Олейник родилась в селе Большой Остожок под Винницей в дружной крестьянской семье. С детства интересовалась искусством, рисовала, вышивала, в школе была художником редколлегии газеты, закончила изостудию. В военные годы работала на оборонительных укреплениях под Запорожьем, попала в оккупацию.
После войны в 1945 году вместе с мужем переехала в Крым.
По рекомендации московского художника Виктора Фербера в 1950 году устроилась оформителем в художественные мастерские артели «Бытпром». Здесь же работали известные крымские художники: Яков Басов, Ольга Дудина, Федор Захаров, Аркадий Стрелов, Петр Столяренко, Степан Яровой, Валентина Цветкова, Виктор Толочко, Сергей Бакаев, Александр Стремский, Таисья Казицина, Вера Русанова, Семён Фелин.
1968 год – пленэр в Черниговской области, город Седнев, творческая дача членов Союза художников. Выставка «Образы природы», техника пастель.
1974 год – персональная выставка Анны Олейник в Симферопольском Доме художника.
1977 год – принята в члены Союза художников.
1984 год – «Натюрморт с сухоцветами» (Япония).
1978 год – выставка живописи и графики Союза художников «Экспозиция крымских художников» (Франция).
2001 год – участие в групповой выставке с работой «Натюрморт с подсолнухами» (Канада).
2003 год – соавторский проект «По произведениям Антона Чехова» в доме-музее им. А. П. Чехова, Ялта.
2004 год – присвоено звание Заслуженный Художник АР Крыма.
2010 год – награждена Серебряной медалью «ЗА МАСТЕРСТВО», по программе награждений выдающихся деятелей культуры и искусства Правлением Международного Фонда «Культурное достояние» совместно с Галереей «N- Prospekt» (Санкт-Петербург).
2014 – выставка в КРУНБ им. И. Я. Франко «Линии небесных сил».
2015 – участие в юбилейной выставке «75 лет Союзу художников Крыма».
2016 – выставка в библиотеке им. И. Я. Франко «Женщина: о времени и о себе».
Поиск