О проекте «Начистоту: радости и страхи крымских художников»
15 ноября 2018, 17:28
9–29 марта 2018 года в евпаторийской галерее актуального искусства «theHARASHO» прошла выставка «Начистоту: радости и страхи крымских художников».
12–30 сентября 2018 года арт-проект «Начистоту: радости и страхи крымских художников» привезли в Симферополь, чтобы доработать и показать в обновленном зале отдела документов по искусству Крымской республиканской универсальной научной библиотеки им. И. Я. Франко.
Подготовку к разговору «Начистоту» автор идеи, куратор Шевкет Кешфидинов и арт-менеджер Ирина Пивкина начали на платформе сетевого издания «Культурная Хроника» в начале октября 2017 года. К участию пригласили профессиональных и самодеятельных художников. Главное требование к конкурсному проекту – умело выраженная захватывающая идея. Отклик исчислялся 40 эскизами специально подготовленных проектов, в которых отражались личные истории и общечеловеческие проблемы.
Участников оценивало международное жюри: председатель Севастопольского регионального отделения ООО «Союз дизайнеров России», художник театра и кино Венера Курмаева; заслуженный художник Украины и Крыма, скульптор Айдер Алиев; куратор международных выставок и проектов в Европе Татьяна Седлова (Братислава); заслуженный художник Украины и Крыма, педагог Рамазан Усеинов; фотограф Александр Кадников; художник, дизайнер, искусствовед, педагог Елена Алексеева.
Художественным консультантом проекта выступила художник и педагог Анастасия Зинченко.
Выставка – это союз различных форм общения, взаимодействие и приспособление друг к другу. Чтобы задуманное воплотилось наилучшим образом, пришлось пройти через споры, недоразумения, преодолеть творческие несогласия. В результате к участию отобрали более 30 художественных объектов: инсталляции, скульптурные композиции, живописные, графические и фотографические серии участников из Симферополя, Севастополя, Евпатории. Для разнообразия и создания убедительного экспозиционного ряда выставку дополнили арт-объектами, выполненными членами жюри.
Лев Николаевич Толстой писал, что счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Как стало понятно в процессе подготовки, о радости и счастье говорить готов не каждый. Претенденты сосредоточили внимание на общечеловеческих горестях и личных болях, убеждая, что говорить стоит, в первую очередь, об этом. Так как проекты готовились отдельно друг от друга, не удалось избежать совпадения тем. Например, страх домашнего насилия отражен в графических листах «Четыре женщины» художницы Елены Прохасько и инсталляции «Я не буду молчать» дизайнера Натальи Сальцовой. Мысли совпали, но не повторили друг друга, работы отличаются формой и наполнением.
«Я не буду молчать» – серия из трех работ, каждая часть которой представляет собой выбеленную шпаклевкой доску размером 40х60. На первой – в прозрачном пакете – разбитый мобильный телефон. На второй доске – оторванный рукав женской блузки. На третьей – женский платок со следами крови.
Автор заставляет зрителя стать свидетелем того, как словесные оскорбления и угрозы перерастают в физические измывательства. При этом домашнему насилию находят оправдание или отрицают. Наталья Сальцова считает, что рубеж молчания преодолим, даже если причина страха – любимый человек. Нет стран, где бытовое насилие искоренено. Насилие возникает в парах любого возраста, национальности, экономического и социального уровня. Женщины чаще становятся его жертвами, хотя этой участи не избегают и мужчины. Преодолеть или уменьшить домашнее насилие можно, прежде всего, немолчанием.
Серия «Четыре женщины» Елены Прохасько и проект Натальи Сальцовой объединяет бесстрашие и предложение, как вырваться из круга порочных обстоятельств.
Немало вопросов у зрителей вызвала инсталляция семейного дуэта Александры Дроздовой и Алексея Абрамовича. Название «Я – свет» родилось, когда проект смонтировали. Это стенд на крутящейся основе, на одной стороне по центру конструкции в полный рост белым цветом нарисована фигура человека. Вокруг фигуры – предметы ежедневного обихода, без которых человек «не представляет жизнь». Они залиты золотой краской, которая усиливает желание наличия этих предметов в жизни. Вторая сторона стенда схожа с первой визуально, но вокруг фигуры человека, на этот раз выкрашенного золотым цветом (символ чистой души, наполненности, простоты), – фотографии свалок, заброшенных домов, старой мебели и прочих «отходов», которые породили человеческие жадность и перенасыщение.
Идейный двигатель проекта Саша Дроздова призывает зрителя задуматься. «Человек в окружении многочисленных предметов – это символ перенасыщения и дисбаланса на планете. Зачем человеку столько всего? Где среди безумного количества продуктов промышленной революции и технического прогресса Человек? Найдет ли зритель на другом берегу свою золотую душу, когда жизнь вокруг превращается в хаос?».
Важно подчеркнуть, что выставка сосредоточена не столько на создании физического объекта, сколько на идеях, которые бросают вызов публике. Инсталляция на основе обыкновенного холодильника, заполненного интервью, собранными автором Ксенией Поповой, традиционная живопись Эдие Мустафаевой, декоративные панно Венеры Курмаевой обращаются к вечным вопросам искусства: кто мы, откуда, куда идем?
Красоту, гармонию, силу традиций, преемственность поколений, радость созидания зритель находит в скульптурах Айдера Алиева, живописных полотнах Рамазана Усеинова, графических произведениях Елены Алексеевой.
Благосклонное внимание зрителей, особенно детей, заслужил арт-объект «То, что скрывается за закрытой дверью» художницы и дизайнера из Евпатории Екатерины Стамовой. Работа представляет собой инсталляцию в виде двухэтажного дома размером 63 на 91 см. Материалы: ДВП, ДСП, акрил, пенопласт. Фасад здания состоит из дверей. Одни прячут кирпичную кладку, другие вовсе не открываются. Одна дверь незаперта, в этой комнате стоит мольберт, на котором яркая картина (репродукция работы художницы).
Стамова создала символ творчества, дом с множеством дверей – это миры, которые существуют в художнике. Одни спрятаны навсегда, двери других откроются только избранным, а дверь, где рождается творчество художника, открыта каждому. В этой комнате сосредоточены радость, искренность, вдохновение, желание быть услышанным и понятым. Автор предлагает зрителю самостоятельно найти и открыть эту комнату.
Хрупкость инсталляции, вероятность прикосновением нарушить целостность произведения – метафора общения публики с творцом.
Вопросы, где в центре обсуждения – грустная монотонность человеческого существования с неожиданными вспышками ярких событий, отразились в инсталляции «Reminiscor» Алекандра Кадникова, живописных полотнах «Музыкант», «Измена», «Адам и Ева», «Гадальщица» Анастасии Зинченко, в картинах «Облако свидетелей» и «Проводник» Татьяны Ирлицы.
Радость поиска смысла и форм передает фотографическая серия Эвелины Алиевой. «Когда идешь на свет, пробиваясь сквозь призму восприятия и клетку тревог, вдыхаешь и ловишь тот самый идеальный момент – вот здесь радость, искрящаяся как снег на лице ребенка; волнующая как мелодия воды, наполняющей сосуд; легкая как свет, касающийся кончиков пальцев. Страх всегда рядом. Страх проступает как пятна света на темном полотне. Страх необходим, чтобы идти вперед, чтобы дать краскам занять свои места, а свету наполнить кадр холодным и теплым. Страх необходим, чтобы дать картине мира контраст и ключ к рождению нового, неизведанного, пугающего и дарящего развитие».
Серьезность тем и драматизм образов оставили место юмору, который отразился в цифровых плакатах «Наташины советы» дизайнера Натальи Сальцовой.
«Я рассматриваю выставки как события, где узнаешь о последних творческих находках художников, и как теоретическое пространство, отражающее изменения в стратегии художников и культурных институтов. Проект “Начистоту” заглянул дальше. Сделана попытка сформировать стратегии молодых художников и направить их творчество в новое русло, – подводит итоги Шевкет Кешфидинов. – Реализовать проект в полной мере так, чтобы зритель понял и, может, разделил задумку наших авторов, удалось, в том числе, благодаря концепции обновленного зала отдела документов по искусству, красота и функциональность которого не уступает европейским галереям».
Полный список работ финалистов проекта «Начистоту»:
Алиева Эвелина (1982 г. р.) – фотопроект «Вдохновение» (2017, 2018).
Дроздова Александра (1986 г. р.), Абрамович Алексей (1980 г. р.) – инсталляция «Я – свет» (2018), ДСП, коллаж, предметы обихода.
Ирлица Татьяна (1988 г. р.) – живопись «Облако свидетелей» (2018), х. м., «Проводник» (2018), х. м.
Мустафаева Эдие (1984 г. р.) – живопись «Путь художника» (2018), х. м.
Попова Ксения (1980 г. р.) – инсталляция «Путь художника» (2016, 2018), холодильник, бумага.
Прохасько Елена (1989 г. р.) – «Четыре женщины» (2018), бум. акв.
Сальцова Наталья (1989 г. р.) – «Наташины советы» (2018), цифровые плакаты.
Сальцова Наталья (1989 г. р.) – инсталляция «Я не буду молчать» (2018), доска, шпаклевка, пластиковые пакеты, предметы обихода.
Стамова Екатерина (1985 г. р.) – инсталляция «То, что скрывается за закрытой дверью» (2018), ДВП, ДСП, акрил, пенопласт.
Стамова Екатерина (1985 г. р.) – скульптура «Утрата» (2018), проволока.
Стамова Екатерина (1985 г. р.) – инсталляция «Ребенок внутри» (2018), кованая клетка, книги, фотографии.
Шубин Артем (1984 г. р.) – инсталляция «Аист» (2018), дерево, картон, масло, проволока, перья, цепи, стекло.
Школа традиционных крымскотатарских ремесел «СТУПЕНИ»
Руководитель проекта Халиде Кипчакова – инсталляция «Страх» (2018), металлические каркасы, текстиль, предметы декоративно-прикладного искусства; инсталляция «Радость» (2018), текстиль, предметы декоративно-прикладного искусства.
Проект «Начистоту: радости и страхи крымских художников» проводился по инициативе сетевого издания «Культурная Хроника» при поддержке онлайн-галереи современного искусства «LukasGallery», ГБУК РК «Республиканская крымскотатарская библиотека имени Исмаила Гаспринского», РОО «Севастопольский Фонд возрождения крымскотатарской культуры имени профессора С. О. Изидинова».
Шевкет Кешфидинов
Поиск