КУЛИШ ЭДУАРД
09 декабря 2022, 17:30
«ЧЕСТНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ»
Помните немудрящую шутку из доброго, старого мультика: «Как вы лодку назовете, так она и поплывет?» Художник Эдуард Кулиш назвал свою персональную выставку «Честная коллекция». В экспозиции с таким символическим названием автор представил около 80 произведений последних лет. Интересно отметить, что параллельно с этой выставкой в Симферополе, у него проходили еще две – в Севастополе и в Эхтененбрю (Голландия). А в целом молодой художник за годы своей творческой деятельности провел уже более 15-ти персональных выставок и участвовал в 30-ти групповых – в России, Голландии, Украине, Крыму и за рубежом. Его работы находятся в собраниях Симферопольского художественного музея, Севастопольского художественного музея имени Крошицкого, Художественного музея Земли Любусской (Польша), галереи «Barkers & Barkers» (Лондон, Великобритания), а также в частных собраниях Франции и Германии, Голландии и Италии, России и Америки, Израиля и Канады.
Эдуард Кулиш – художник ищущий и разноплановый. Ему доступны сложные сюжетные картины и психологический портрет, реалистический пейзаж и концептуальный натюрморт, динамичные нонфигуративные композиции, острые социальные зарисовки. Работая много, эмоционально и увлеченно, автор с логической неизбежностью приходит к «большому жанру» – живописным диптихам и концептуальным циклам. Программными для творческой манеры Эдуарда Кулиша последних лет можно с уверенностью назвать циклы «Киммерийские сны», «Мелодии для скрипки», «Парижские набережные», «Символические натюрморты».
Цикл «Киммерийские сны» охватывает значительный временной промежуток длиною в десятилетие. Ахроматический, лапидарный «Сон №1» был создан на заре нового тысячелетия в 2001 году, а полихромный диптих «Возвращение в Киммерию» датирован 2011 годом.
Разные по формату и колориту, технике исполнения и эмоциональному состоянию, картины этого цикла повествуют об отношении художника, и шире – думающей творческой личности – к древней истории удивительной земли, на которой нам выпало жить. «Классическая архитектоника местности» вызывает у автора чувство сопричастности к деяниям великих предшественников, художественного осмысления старинных мифов и парадоксального их воплощения в современном мире.
«Небольшая доля провокации должна присутствовать как в творческом процессе, так и в творческом девизе», – считает художник.
И, исходя из этого принципа, компонует главную выставочную стену. Так центральное место на ней занимает картина «Абсолютный слух» 2011 года. Автор мастерски представляет нам своего Главного героя. Это – архитипический, узнаваемый персонаж, любимец художников разных стран и эпох – от великого испанского портретиста Диего Веласкеса до русских модернистов Серебряного века. Шут, паяц, коронованный жестяной короной насмешник и острослов. Что же он делает в программной картине художника начала третьего тысячелетия? Играет на дудочке, выращивая денежное дерево! Но это «голое либретто» произведения так и останется непонятным и слегка провоцирующим названием, если зритель не даст себе труда разобраться в сложной символике динамичной композиции полотна. Картина «Абсолютный слух» построена на контрастах – разделены ее правая и левая части, использован колористический контраст пламенно-алого одеяния и окружения Шута в правой верхней части полотна и изумрудно-фиолетового вазона, в котором находится тускло-золотое растение – денежное дерево. Динамике острых и быстрых ударов кисти, словно высекающих из тьмы окружения горячую, нервную, подвижную фигуру Шута, противостоит обстоятельная неторопливая проработка вазона, самого деревца и переливчатой светотени, в которую погружен левый нижний угол картины. А общее эмоциональное впечатление от работы зависит и от ракурса, и культурного багажа, и даже от состояния зрителя.
Прекрасная колористика и сложный смысловой подтекст отличают серию концептуальных натюрмортов «Пикник», «Парижский кофе», «Киев – Берлин». На этих полотнах обиходные вещи появляются в самых разных, порой – фантастических ситуациях. Уютно сгруппированные в гармонично-охристой гамме «Пикника», те же предметы – кофемолки, сахарницы, чайники – вдруг пускаются в невероятный полет над парижскими улочками – «Парижский кофе», а древние паровые утюги, окутанные клубами пара, отправляются из Киева в Берлин. Предметы, ставшие символом определенной художественной эпохи, не спешат раскрывать торопливому зрителю свой внутренний мир. А неторопливый – понимает – это не просто старинный антураж, чугунки и плошки, но мир вещей, созвучных настроению автора, символически выражающих его чувства, особенности восприятия, художественное кредо. В этих работах автор развивает и творчески интерпретирует на современном этапе жанровые особенности такого сложного направления как тематическая картина. Ищет и находит возможности ее актуального воплощения в живописи ХХI века.
«Париж стоит мессы», – сказал когда-то Генрих IV и стал католиком, чтобы получить французское королевство. «Париж стоит телевизора», – решил крымский художник Эдуард Кулиш, отказался от мысли приобрести новый экран и – поехал во Францию! Так в его творчестве появился Парижский цикл, с «Набережными», «Парижским кофе» и «Парижанкой». По мнению севастопольского искусствоведа Елены Самойловой в этих работах воплощен «дух сытого и расслабленного французского разгильдяйства». Мне не близка такая оценка. «Парижанка» – тоненькая грациозная велосипедистка – привлекает именно своими «заморским» изяществом и сосредоточенностью, отнюдь не «разгильдяйскими». «Набережная Гран-Огюстен» – неустойчивой динамикой ракурса, внутренним напряжением движения наклонной горизонтали парапета набережной и вертикали старинного уличного фонаря – полет или падение? А на «Набережной Сены» у нашего художника засверкали неведомые для него в Крыму изумительные оттенки ультрамарина и лазури.
Неудивительно, что по итогам «Честной коллекции» и у коллег, и у руководства Союза художников возникло однозначное мнение – продолжить выставку, дать возможность как можно большему числу зрителей познакомиться с оригинальным творчеством мастера.
Способный человек может многое, талантливый и энергичный – еще больше. Это блестяще доказал Эдуард Кулиш, выступив два года назад инициатором возрождения деятельности Молодежного объединения при Крымской организации Союза художников. Сам работающий и активно выставляющийся, он способствовал деятельной организации выставок молодежи. И вот две выставки уже состоялись, вызвав серьезный интерес профессионалов и киевских коллег по «Молодежке», весной готовится третья. А поздравить молодого мэтра с его юбилейной персоналкой собрались начинающие художники со всего Крыма.
В искусстве контемпорари на сегодняшний день нет жестких однозначных критериев, есть зрительский успех и эмоциональная оценка. Похоже, Эдуард Кулиш получил «пятерку».
Вместе со зрителями работы мастера оценила Екатерина БОРОДИНА
Справка
Эдуард Петрович Кулиш (1971 года рождения).
Живописец, график, преподаватель.
Эдуард Кулиш родился 1971 году в городе в Херсоне. В 1991-м г окончил живописно-педагогическое отделение Крымского художественного училища им. Самокиша в Симферополе. В 2012 году с отличием защитил диплом в Симферопольском филиале Львовской академии печати. Является членом Крымского республиканского отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России».
Работы находятся в собраниях Симферопольского художественного музея, Севастопольского художественного музея, Художественного музея Земли Любусской (Зелена Гура, Польша),
в Музее истории и археологии Молдовы (Кишинев, Молдова), Галерее «BARKES & BARKES»(Лондон, Великобритания) и других.
Активно выставляется, сотрудничает с отделом документов по искусству библиотеки.
Принял участие в тематической выставке «Импровизации» совместно с Александром Кропко (2010), в групповой выставке 2012 года «Линия и форма», с учениками – «Цветные сны» (2013), в арт-проекте 2015 «Художники, которые «пишут» книги».
Поиск