«КРЫМСКИЙ ВИНТАЖ»
04 декабря 2015, 13:37
КРЫМСКИЙ ВИНТАЖ
Изящным колокольчиком в начале весеннего сезона 2011 года прозвучала в библиотеке им. Франко оригинальная выставка «История в костюмах, костюм в истории», открывшаяся в зале документов по искусству. Художественную основу экспозиции составили эскизы исторического костюма, графика фэшн-дизайна и этнографические работы художника-модельера Екатерины Бородиной, а на вернисаже прошел показ новой модной коллекции «Крымский винтаж».
Однако этому яркому дефиле, вызвавшему бурные аплодисменты собравшихся, предшествовала долгая подготовительная работа. После дефиле дизайнер рассказала о сложностях «подготовительного периода»: «Интерес к моде, стилистике, созданию собственного позитивного имиджа по-прежнему очень велик. Мода давно стала необычайно важной и красивой составляющей нашей жизни. Но по не зависящим от нас причинам в городе не осталось ни одного фестиваля молодежной моды, ни даже сезонных демонстраций. Неудивительно, что нашу выставку с показом моделей «Крымский винтаж» посетило столько зрителей. Пришли преподаватели столичных вузов, коллеги-дизайнеры, актеры, студенты, журналисты и фотографы, постоянные посетители библиотеки и представители национально-культурных обществ, сотрудники этнографического музея и различных общественных организаций. Основу коллекции составили мои модели – концептуальная фольклорная коллекция «Крымская радуга», инспирированная колоритом этнической одежды народов Крыма, коллекция реконструкторских костюмов для исторических фестивалей «Битва народов» и «Терра героика», подиумная коллекция «Символика цвета» и другие. Но мы не побоялись включить в показ и коллекции наших студентов – недавней выпускницы КИПУ Натальи Приходченко и дебютные работы третьекурсниц Соны Торозян и Варвары Зинченко. Судя по одобрительной реакции зрителей – не ошиблись. Дефиле на фоне креативных эскизов фэшн-графики получилось очень убедительным».
Под руководством заведующей отделом документов по искусству Елены Устюжаниной был составлен план экспозиции, разработан проект буклета, эскизы сгруппированы по сериям, развешены, отрепетированы выходы в дефиле. Работа непростая, кропотливая, требующая большого вкуса и понимания специфики графики фэшн-дизайна. Но творческий коллектив единомышленников, сложившийся в отделе, уже далеко не новичок в создании запоминающихся экспозиций. На их счету такие значимые мероприятия, как «Первая выставка памяти искусствоведа Рудольфа Подуфалого», «Образ пространства» (выставка творческих работ крымских архитекторов), «Николай Писанко и его ученики» и много других.
Что касается студенческих коллекций, то это были не только пробы пера. Отличная дипломная коллекция недавней выпускницы факультета искусств Натальи Приходченко «Боярышня» явилась итогом совместного творческого проекта с Русским культурным центром, который помог молодому начинающему дизайнеру воплотить креативную идею в жизнь. Мотивом творческой инспирации послужили знаменитые Павловопосадские шали и прямоугольный народный крой. Очень интересны и оригинальны рукодельные аксессуары и дополнения к костюму, выполненные Натальей собственноручно. Прекрасно подобрана цветовая гамма, уже совершенно осознанно и профессионально размещены значимые фактурные акценты. Все модели были детально проработаны, как говорится, «с головы до пят», в лучших традициях Высокого шитья. А вот парный выход «Черное и белое» – это действительно первые изделия, выполненные студентками второго курса своими руками от эскиза до готовой модели. Безусловно, во многом еще наивные и технически не безупречные. Но творческий рост налицо.
Но не менее одобрительную реакцию зала вызвали и Средневековые персонажи, которые разыграли на подиуме целую жанровую сценку. Они представили уже не новое, но остающееся необыкновенно популярным направление в моде – «реконструкторский костюм».
Надо отметить, что возрождению в эстетике фэшн-дизайна популярности исторического костюма мы обязаны всеобщему интересу к истории вообще и к истории Крымского полуострова в частности. Нет сейчас такого города, поселка, деревеньки, где бы жители не вспоминали о своем историческом или мифическом прошлом. А уж различных фестивалей – от «Генуэзского шлема» до «Песен над Булганаком» – хоть отбавляй. Скрупулезная работа над старинными костюмами объединяет профессиональных знатоков исторического костюма и молодых, но очень дотошных участников «исторических боев», молодых крымских реконструкторов. Вместе они отыскивают исторические аналоги, живописные портреты конкретного периода, исторический крой. В итоге работа оказалась весьма познавательной, да и сценически впечатляющей.
Завершился показ общим выходом, в котором самой заметной была коллекция «Крымская Радуга». По словам дизайнера, идея возникла достаточно давно: «Первую «Радугу» я сделала для хореографического ансамбля «Класс» 1-ой гимназии на рубеже веков. Потом, работая художником по костюмам в МДЦ «Артек» на аэрокосмическом фестивале «Созвездие 20004», предложила главному режиссеру Левону Агасяну идею «Радуги Артека», увидев съехавшиеся на фестиваль творческие коллективы со всего мира. Германия и Турция, Россия и Эстония, Китай и Марокко – все ребята прибыли в национальных костюмах, и это было очень колоритно и красиво. Режиссер идею одобрил, коллекция была выполнена. Более того, под нее заказали песню, и этот очень выразительный start-up стал необыкновенно удачным и ярким зачином фестиваля. И костюмы «Радуги Артека» и песня до сих пор «работают» на гала-концертах. Потом у меня была очень интересная журналистская работа по заказу Радио «Голос России». Я разработала концепцию и подготовила на «Транс-М-Радио» цикл передач «Этнокалейдоскоп», посвященную культуре и обычаям народов Крыма. И, наконец, проанализировав собранный за годы материал, поняла, что костюмы народов Крыма, даже без китайских и марроканских, естественным образом складываются в искристый семицветный спектр. Идея радужного многоцветья этнических костюмов не нова, но неизменно привлекательна своей внутренней силой и внешней дизайнерской убедительностью. А уж в нашей уникальной этнокультурной среде она приобретает звучание эстетического символа взаимообогащения разных культур и цивилизаций».
В коллекции «Крымская радуга» представлены славянские, восточные и западные «лики красоты», которые с давних пор и поныне активно взаимодействуют в поликультурном социуме полуострова. Специфическими средствами фольклорного костюма переданы образы ненаглядных крымских красавиц русского, болгарского, греческого, крымскотатарского, немецкого, украинского и армянского народов, проживавших ранее и живущих ныне в мире, взаимодействии, деятельном сотрудничестве на нашем благословенном полуострове.
Эскизы представляют собой основу для сувенирного набора открыток и являются продолжением творческой работы по популяризации темы этнического разнообразия, творческого взаимодействия и единения народов нашего благодатного полуострова.
Светлана КИРЬЯНОВА
Справка
Екатерина Евгеньевна Бородина (1956 года рождения).
Художник-модельер, член Союза дизайнеров России.
Родилась в Симферополе, выросла в Ашхабаде, училась в Москве. Закончила факультет прикладного искусства (специальность художественное оформление текстильных изделий) Московского текстильного института (ныне – университет). Работала в Доме моделей одежды, учебных заведениях Симферополя, театрах, участвовала в постановках МДЦ «Артек» и проч.
С 1996 года и поныне является внештатным обозревателем отдела новостей культуры парламентской газеты РК «Крымские известия».
Поиск