КРЫМСКИЙ МОСТ. ТЕПЕРЬ И В МАСЛЕ
14 июня 2018, 10:47
Поэты и художники всегда немного пророки. А иначе как объяснить дар предвидения, которым обладают служители муз? Взять, к примеру, крымских мастеров кисти и красок, собравшихся на исходе девяностых, чтобы заявить человечеству об особой концепции видения мира. Своё творческое объединение они назвали провидчески: «Крымский мост».
Нынешний май оказался щедрым на «Крымские мосты». Самый главный из них, соединяющий берега Керченского полуострова и Тамани, открыл президент нашей страны. На следующий день состоялся старт для проезда всех желающих. А ещё раньше в Республиканской библиотеке им. И. Франко начал работу художественный «Крымский мост», четвёртый по счёту. Я побывал на обоих мостах. И на этот раз делюсь впечатлениями от посещения вернисажа.
В поисках крымского стиля. Не ошибусь, если назову ежегодную художественную выставку арт-мостовиков (она называется «Весны другое измеренье») одним из главных явлений в культурной жизни полуострова. Примечательно, что если в прошлом году свои работы представили чуть более пятидесяти художников, то на нынешней – их более ста. Причём картины далеко не каждого живописца проходят жёсткий отбор комиссии. «Конечно, в залах нет единообразия, как бывало на выставках советского периода, – размышляет искусствовед Игорь Липунов. – Тогда существовало одно художественное училище, несколько педагогов из десятилетия в десятилетие «лепили» плеяду художников. Крымский стиль легко узнавали далеко за пределами полуострова. Сегодня мы не устаём удивляться параду разнообразий». По-моему, это хорошо: все школы имеют право на жизнь. Что же касается особого, крымского колорита, то он тоже никуда не делся. Взять хотя бы картины Рамазана Усеинова, с их яркостью образов и непохожестью на других.
Художественные лабиринты. Гости вернисажа обсуждают новые работы. Вдохновитель, организатор, инициатор арт-проекта Виктор Бабанин дорожит каждой работой, представленной в экспозиции.
– В любой картине и скульптуре раскрывается многоцветный мир художника, и я восхищён этими мирами! За полотнами – долгий, кропотливый труд, стремление выразить посредством искусства то, что есть лучшего в человеке. Нести в мир добро, свет и любовь – призвание и долг каждого. Наша выставка объединила тех, кто умеет это делать, – обрисовывает цементирующее начало проекта автор.
Участник выставки, профессор философии Виктор Буряк относится к увиденному соответственно философски:
– На мой взгляд, очередной «Крымский мост» удался, – полагает он. – Хотя, как мне кажется, стало меньше скульптур, а ведь они организовывают пространство и помогают создать художественный лабиринт.
А вот скульптору, члену Союза художников России Сергею Никитину не показалось, что скульптурных работ мало. Он участвует в проекте впервые, и его рукотворные женщины из камня и дерева – несомненное украшение «художественного лабиринта». Радуют также механические композиции в стиле стимпанк Алекса Дериглазова и Андрея Давишного. Если покрутить за рычажки скульптуру Андрея «Свои не врут», она тут же оживёт. Только, чур, я вам этого не говорил
Праздник встречи. Открытие каждого «Крымского моста» – праздник. И пусть не всякий раз хватает средств, чтобы пригласить музыкантов, актёров и устроить шоу, сами участники торжества настолько искрятся светлой энергией счастья, что даже прикосновение к ним, кажется, любому придаст заряд энергии и бодрости. Художники обмениваются приветствиями, радуются встрече друг с другом, как дети. И общее фото на память делают обязательно!
Целый год в мастерских они в затворнической тишине творили чудеса, чтобы, наконец, вырваться на простор «Крымского моста». И, конечно, теперь не сдерживают эмоций. Посетители выставки также невольно приобщаются к этой искромётной круговерти и даже порой «извлекают» художника из галдящего круга друзей, подводят к картине и робко интересуются: «А что тут изображено?». На самом деле никогда не задавайте таких вопросов. Обидите. И пусть говорят, что художника может обидеть каждый. Но вы не старайтесь быть каждым. Просто в суете и шуме попытайтесь самостоятельно «прочесть» сюжет. Или придите ещё раз, чтобы остаться с искусством в тишине один на один. К слову, до 30 июня у вас есть время для культпохода (вход на выставку свободный).
От «Евхаристии» – к «Скромному обаянию Родины». Немного о работах, представленных в экспозиции. «Ночь. Цветы» Марии Чепелевой: казалось бы, всего лишь маки в пузатом кувшине и жёлтые ирисы в высокой вазе на чёрном фоне ночи. Но именно необычное сочетание цветов и света заставляет задержаться у полотна лишние минуты.
Картины Дмитрия Филова не спутаешь ни с чем. На выставке есть его новое полотно «Мост воссоединения». На нём легко угадываются знакомые теперь каждому крымчанину очертания. К сожалению, приболевшего автора не было на открытии, а ведь он, как и другой художник – Георгий Когонашвили, также закладывал первые камни в основание крымского арт-моста.
Александр Прусаков обожает путешествия по Крыму и неравнодушен к рыбе. На его картине «Морской окунь на нижнем плато Чатырдага» нашли отражение обе его страсти.
Не устаю путешествовать в пространстве холста Юрия Лаптева. Его Вселенная – мир Босха и Дали – живёт мгновение. Ещё миг – и всё рассыплется, чтобы через минуту в божественном калейдоскопе сложилась новая иллюзия.
Добрую улыбку вызывают работы Дмитрия Кравцова «Перо из её крыла», «Аполлоновка» – словно детские воспоминания из прошлой жизни. Под стать полотнам и скульптурное изображение автора – «Лошадь».
Танцующие королевы Рената Рамазанова с его «Фото на память» так и зовут пуститься в пляс. А романтические «Ирисы» Александры Сырбу – изящный реверанс перед модерном Серебряного века. Владимир Хоришко, к счастью, оставил свои эксперименты над бесформенным и вернулся к реализму. Холст бахчисарайского художника «Скромное обаяние Родины» вызывает вздох понимания и ностальгического сожаления.
Почти икона Анатолия Тимошина «Семья» выполнена на… створках старого кухонного стола. Вечные домашние ценности в предметном пространстве быта. Духовное направление продолжает композиция «Евхаристия» (автор пожелал остаться неизвестным). Работа выполнена на доске из липы, поваленной ураганом в предгорье Чатырдага. Изображение передаёт образы древних христианских символов: лозы, хлеба, чаши и рыбы, обозначающих таинство причастия.
Наконец, две картины устроителя выставки Виктора Бабанина. Известный художник почти отошёл от привычной метафорической графики и работает преимущественно в стиле дождливой акварели. В импрессионистских этюдах Виктора мир, окружающий нас, – слегка размытый и туманный, но такой же хрупкий и беззащитный, где даже лестница, уходящая в небо, может заканчиваться в кроне уличных деревьев.
Новое имя – Светлана Лагодина. Каждый «Крымский мост» – открытие новых имён. Нынешней безусловной находкой, по единодушному признанию искусствоведов, стали загадочная жительница крымских предгорий Светлана Лагодина и её полотно, вернее – доска «Памяти Казимира Севериновича», созданная в честь 140-летия со дня рождения незаурядного художника и теоретика искусства. Как объяснила художница, работа выполнена по каноническим иконописным технологиям. Даже метод нанесения краски особый – плавь. Прорись для картины взята с гуаши Казимира Малевича «Плащаница»: она отличается от остальных иконописными линиями и ритмами.
– Беспредметность мира Малевича близко сходится с христианскими понятиями о вечности, – пояснила С. Лагодина. – Темперные краски дают свечение, которого не хватает гуаши. Поэтому я взяла на себя смелость увеличить её в три раза и выполнить темперой, добиваясь эффекта «сфумато», т. е. глубинного свечения красок, позволяющего увидеть «Свете тихий».
Выставка «Весны другое измеренье» проходит при поддержке Министерства культуры Крыма и депутата Госдумы РФ Светланы Савченко.
Источник: Васильев А. Крымский мост теперь и в масле / А. Васильев // Крымские известия. – 2018. – № 97. – С. 5. (Фото и фоторепродукции автора).
Поиск