X

Поиск

vk 2

odnoklassniki

twitter

twitter

Электронные ресурсы библиотеки

Код для вставки баннера

Виртуальная справка

Доступная среда

Истина красоты

«Хочу писать только отрадное», – заявлял молодой Валентин Серов, упоенный пленэрной живописью… «Мечтаю собрать и запечатлеть в своих работах все солнце и все многоцветье жизни и природы», – словно вторит ему столетие спустя наш современник – Геннадий Валентинович Бернадский – художник, чей живописный темперамент, светоносность красочной палитры, чье ощущение взаимопроникновения и связи разных искусств (поэзии, музыки, литературы) творит чудеса! Творит желанное им «многоцветье жизни и природы»…

Красота сопутствовала ему с детских лет. Он родился в семье художников, живших в Крыму, где так праздничны краски природы, где так лучезарно теплое море и так неистово цветут магнолии, глицинии, олеандры. Эта лучезарность, это неистовство крымской природы стали основой творчества художника. Они одухотворили его приморские пейзажи, написанные под палящими лучами солнца, придав им ощущение единственности и неповторимости момента. Оттого так торжественно-звонки краски наскальной гурзуфской улочки, и так трепетно-весело пляшут на воде цветные блики от судов и лодок на старом причале в Балаклаве. («Крымский причал. Балаклава», 2008; «Полдень в Гурзуфе», 2009). А как торжественно-красива глубокая синь моря в оправе белостенных южных строений! («Городок у моря», 1989).

Работая в импрессионистской манере он наполняет свои полотна воздухом и светом. Он мастер одухотворенного, психологического портрета («Мама», 1983; «Былое», 1986), натюрморта, где изобилие цветов, фруктов на столике в саду создает ощущение бесконечного праздника! («Осенняя пора. Октябрь», 2006).

Но в чем Геннадий Валентинович неподражаемый мастер – это в портретах, изображающих девичью и женскую красоту в пору расцвета – «цветение юности». И это «цветение юности» он окружает волшебно-праздничным «цветением природы», помещая свои модели в уголки сада, где цветущие кусты и деревья становятся и фоном портрета, и его составляющей… Все едино здесь, все – пронизано солнцем. Все трепещет в его бликах и дышит праздничной красотой! («В саду», 2009; «Майское утро», 2011).

Получив художественное образование в Ленинграде – в Институте имени И. Е. Репина, Геннадий прошел великолепную школу живописного мастерства.

Красочная палитра его сродни музыкальному строю, где тональные созвучия, переплетаясь, взаимопроникая – образуют стройную мелодию… («Поздняя осень», 2007).

«Художник, – говорит Геннадий Валентинович, – должен носить в себе острое ощущение красоты мира». И это ощущение, в высшей степени свойственно ему самому. Не только солнечно-праздничный Крым дарит ему желанное многоцветье мира. Он умеет почувствовать эту красоту и в заснеженной северной деревеньке, где над белыми крышами низеньких изб в розоватом инее застыли русские березы, где по первому снегу так резво бежит лошадка, запряженная в сани… Белое, голубовато-розовое, чуть лиловое – складывается в тонкую мелодию красочной палитры («Зимние сумерки», 2010). Русская деревня дает художнику свою гамму красок, сдержанную по цвету, выдержанную по тону («Снопы», 2002; «Первый снег», 2012).

Поэзия с юных лет волнует художника. И в годы учебы в Ленинграде он впервые обращается к образу Пушкина, к трагической судьбе Поэта… («Пушкин в Михайловском», 1990).

Не покидает художника и другой образ, связанный с нашей литературой, образ, подаренный ему Крымом, романтикой юности, морских путешествий… «Александр Грин» – один из вариантов картин, посвященных писателю. Море, тревожное небо, снующие вокруг чайки… И в вечерней мгле, на ветру, раздувающим полы его одежд – Грин грезит о Зурбагане, Лиссе, Гель-Гью, об алых парусах мечты, рожденный в горестях и скитаниях его одинокой жизни. «Я понял – чудеса в самих нас», – говорил Грин. «Я верю в чудо», – говорит сегодня художник Геннадий Бернадский.

Детские портреты он любит писать на пленэре. В это пронизанное солнцем обилие «садовой красоты» художник помещает своих маленьких героинь – лукавых, улыбчивых, нежных, застенчивых («Голубая чашка», 2009, «Утро в саду», 2011). Живопись этих пленэрных портретов светоносна, изысканно-декоративна, многозвучна и гармонична по цвету. Широкие мазки кисти, летящие, небрежно брошенные, создают живую игру светотени, тонкую вибрацию световых отношений. Буйству красок живописных детских портретов противостоит аскетизм выразительных средств в изящных портретах, исполненных в пастели. «Девочка с абрикосом» (2011) изображена так мягко и тонко, что кажется, (как говорили в старину) «дымом писана»: три легких золотисто-розоватых цветовых акцента и несколько темных штрихов светотени рождают изысканно-красивый образ девочки-подростка.

Отточенное профессиональное мастерство, «высокий строй души», красота и гармония живописи – основа искусства Геннадия Бернадского, кредо которого – «постоянно носить в себе острое чувство красоты мира».

Источник: Нешатаева Н. Истина красоты / Н. Нешатаева // Мелодии цвета. – 2012. – С. 18–19.
Орфография и пунктуация автора сохранены.

Справка

Геннадий Валентинович Бернадский родился в 1956 году в семье известных художников.

В 1984 году с «красным дипломом», единственным на курсе, по мастерской станковой живописи профессора Б. С. Угарова, окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Далее стажировался в творческой мастерской при Академии художеств у профессоров В. М. Орешникова и Б. С. Угарова. Завершил обучение серией картин, посвященных А. С. Пушкину.

Жил, работал и выставлялся в Париже в течение трех лет. Является членом Союза художников Санкт-Петербурга с 1987 года, членом-корреспондентом Петровской Академии Наук и Искусств. Включен в мировые справочники художников «MAYER» и «LE GUIDARGUS DE LA PEINTURE» и «Русские художники 18-20 вв.».

В 2006 году был удостоен диплома Союза художников Санкт-Петербурга «За большой вклад в развитие Российского изобразительного искусства».

2008 год – номинант премии «Художник года Санкт-Петербурга».

2009 год – награжден дипломом Первого Международного салона искусств, посвященного 285-летию Российской Академии художеств «За большой личный вклад в развитие искусства».

Персональные выставки с успехом проходили в Париже, Сан-Франциско, Лос-Анджелесе, Киото, Токио, Лондоне, Санкт-Петербурге, Пекине, Шанхае, Венжоу (Китай).

В настоящее время живет и работает в Санкт-Петербурге.

Поделись с друзьями

Другие записи из этой категории