Мелик-Парсадановы. Жизнь в творчестве.
02 ноября 2020, 16:02
Они нашли друг друга на архитектурном факультете Азербайджанского индустриального института и, с разницей в три года, получив высшее образование, отдали себя делу служения Архитектуры крымского полуострова. Более 105 лет насчитывает общий стаж творческой деятельности Мелик-Парсадановых – Виктора Павловича и Майи Ильиничны.
Выбор этой сложной и так необходимой государству и обществу профессии архитектора был естественным для них – героически настроенных и талантливых молодых людей. Неестественной была война – разрушенные города и села, раненая земля.
Виктор Павлович (26.07.1922 – 6.01.1991 гг.) был душой и совестью студенческого общества – умный, деятельный, активный, он обладал незаурядными музыкальными, математическими, ораторскими способностями, великолепной памятью и безграничным трудолюбием. Трибун! Эрудит! Цицерон! – восхищались однокурсники. У Виктора были лучшие курсовые проекты, его доклады сбегался послушать весь курс, а как искусно насвистывал он арии и увертюры любимых опер!..
Он приметил Ее, Маечку, – хрупкую, элегантную, серьезную второкурсницу, вокруг которой кружило множество поклонников, и стал ей опорой в далеко не женской профессии. А она, с благодарностью приняв этот подарок судьбы, одарила его пониманием, заботой и верностью, но это было потом, а пока…
Окончив институт, уже в ноябре 1945 года, по личной просьбе, Виктор был направлен в разрушенный войной Севастополь, где каждый камень дышит историей и возвещает о героизме, где собралась плеяда выдающихся зодчих с целью – поднять город из руин.
В филиале Военпромторга он начал свой профессиональный архитектурный бой Cозидателя. Обмеры разрушенных домов, рабочие проекты их восстановления. В самый короткий срок он прочно завоевал себе авторитет в коллективе. С ним советуются старшие, ему поручают более ответственную работу, а после семи часов вечера он мчится в Управление главного архитектора, где допоздна проектируется почтовое отделение.
Где секреты творческой кухни этого универсально одаренного человека? В его домашнем кабинете царил особый мир. Он слушал музыку с закрытыми глазами. Комнату заполняли звуки волшебной классики – сонеты, симфонии, ноктюрны, – Бетховен, Григ, Шопен, Чайковский, – как завораживающи эти композиции, сложенные из звуковых рядов. У каждого свое душевное состояние: контрапункт басов, фоновые полутона флейт, гобоя, виолончели, соло скрипки: – как удивительно сочетаются они в мелодии. Какой единый шедевр потрясающей эмоциональной силы создан из простых звуков!!!
Многие здания центра Севастополя и Балаклавы обязаны Виктору Павловичу своим рождением: Клуб подводников и общежития по улицам Назукина и Островского в Балаклаве, жилой дом по проспекту Малахова, поликлиника по ул. Ленина, клуб на 600 мест в бухте Стрелецкой, проект восстановления Гидроотдела, интерьеры горсовета, авторский надзор за строительством театра им. Луначарского, который ему доверил уже больной автор (архитектор Пилевин).
По признанию самого Виктора Павловича, он выполняет план на 260 %, а вечерами в письмах к любимой, которые она окрестила «посланиями в духе Петрарки», он увлеченно излагал свое видение темы ее курсового проекта – Дома туриста. «…Вот первые исходные соображения – писал он. Здание должно быть поставлено так, чтобы после трудного и долгого пути, однообразия пейзажа, оно появилось неожиданно, вроде оазиса в пустыне… Решение здания – ассиметричное, с хорошим силуэтом, на фоне гор, или неба… Думаю, что дом должен быть построен из дерева и обязательно на первом этаже следует сделать комнату с камином. Представь, как приятно окоченевшему после большого перехода путнику посидеть у камина, вытянув ноги перед широкой огнедышащей топкой. Подумай над интерьером и главным фасадом… Выполнить фасад, как мне кажется, надо с бушующей метелью. Это создаст определенное настроение у зрителя, и твоя идея станет более ясной и воспринимаемой…».
Она самозабвенно работала рядом, при этом создавала уют дома, растила двоих детей.
Пятнадцатилетний путь напряженного творческого труда, от молодого специалиста до главного архитектора города, прошел Виктор Павлович в Севастополе.
С 1960 года Виктор Павлович на высоком посту Главного архитектора Крыма. Человек необычайно благородный, он невероятно быстро оценивал все достоинства и недостатки проектов, представляемых на градостроительный совет.
Выходные и праздничные дни отдавались творческой работе. Отдыхом для Виктора Павловича была работа за чертежным столом. Спустя годы, Майя Ильинична засвидетельствует, что именно в эти творческо-запойные дни и вечера Виктор Павлович создавал свои лучшие объекты, осуществленные строительством. Среди них: блочные, панельные дома, 10-этажное административное здание на пл. Куйбышева, ресторан «Колос», корпус аэропорта «Симферополь», благоустройство парка Тренева, главный корпус дома отдыха «Судак», отмеченный премией Совмина СССР.
Виктор Павлович считал Крым своей судьбой. Здесь работал, любил, жил… и был бесконечно благодарен судьбе за свою Маечку, а она через много лет скажет: «Я не была безумно влюблена, но через несколько лет поняла, что люблю его больше, чем он меня. А он больше любил архитектуру».
Майя Ильинична быстро стала классным специалистом и вела проекты, от эскизов до их реализации строительством, генерировала идеи, руководила коллективами проектировщиков.
Десятками исчисляются ее авторские работы в Севастополе, Симферополе, Керчи, Алуште, Судаке…
Но особой вехой в ее творчестве является реализованных проект уникального в своем роде экспериментального лечебно-санаторного комплекса для больных с поражением опорно-двигательной системы – Сакский клинический санаторно-курортный комплекс им. Бурденко.
Проводя в жизнь свои детища, Майя Ильинична всегда следовала совету своего наставника: «Никогда не пропускай планерки, иначе на тебя навесят проблемы, которые создают другие и, которые ты сможешь решить на месте, сохранив при этом авторский замысел».
«Когда Виктора не стало – вспоминает Майя Ильинична – через некоторое время пришлось начать проектировать без него. Было страшно, но другого выхода не было… Сейчас я чувствую, что была плохой женой… Если бы заранее знать, какой человек дан тебе в спутники, наверное, относился бы к нему по-другому…»
После утраты супруга Майя Ильинична активизировала свою деятельность в Правлении Крымской организации Союза архитекторов СССР, в последствии СА Украины и НСАУ. Майе Ильиничне присвоено почетное звание «Заслуженный архитектор АР Крым».
Меметова Т.Д., кандидат архитектуры
(статья представлена с небольшим сокращением)
Справка
Мелик-Парсаданов Виктор Павлович (26.07.1922 – 6.01.1991 гг.)
Начальник отдела архитектуры и строительства Крымского облисполкома (1960-1977 гг.), лауреат премии Совета министров СССР, почетный гражданин города-героя Севастополь
Приехал в г. Севастополь из г. Баку.
С 1945 г. работал старшим архитектором “Военморпроекта”, в 1956 г. перешел в “Гипроград”, впоследствии стал главным архитектором Севастополя, а затем и Крыма.
Своеобразный архитектурный почерк, стиль сделали его работы узнаваемыми. По его проектам построены здания на улицах А.В. Суворова, Н.В. Гоголя, Большой Морской, Синопском спуске, здание Гидрографии Черноморского флота.
Член Союза архитектором Украины и СССР, член правления Союза архитекторов Украины.
В 1960-1977 гг. он работал начальником отдела архитектуры и строительства Крымского облисполкома.
Мелик-Парсаданова Майя Ильинична ( 31 октября 1925 г., возраст 95 лет)
Переехала в г. Симферополь в начале 70-х годов, где занимала пост главного архитектора архитектурно-планировочной мастерской Гипрограда, КрымНИИпроекта, оргсекретаря КО НСАУ. Майе Ильиничне присвоено почетное звание «Заслуженный архитектор АР Крым».
Поиск