X

Поиск

vk 2

odnoklassniki

twitter

twitter

Электронные ресурсы библиотеки

Код для вставки баннера

Виртуальная справка

Доступная среда

Дудченко Николай

«СОСТАВ ДУШИ» И КАЧЕСТВО ТАЛАНТА

Размышляя о творчестве Николая Дудченко, вспоминаю старинный термин «изящные искусства». Изящное – ключевая черта его творческой личности, выражение отношения к традиции и реальности, свойство его утонченно-экспрессивного, легкого и ясного, как бы парящего на крыльях светлого воображения стиля. Это не внешний блеск и культурный лоск модной манеры, а таинственный, природный «состав души», глубоко врожденное качество его таланта.

В творчестве крымского мастера «изящное» возвращает свою первородную ценность, оно словно подвергается  тонкому анализу, при этом выделяется, освобождается от наносного, постороннего, концентрируется его «действующее начало».

Его искусству оказывается близким легкость рококо без его холодной кокетливости и утомительной декоративности; духовность древнерусского иконописного стиля без присущего ему порой сурового аскетизма и графической строгости, поэтичность модерна без его манерности, и, наконец, ему созвучно то отечественное искусство 70–80-х годов, которое стало артистической реакцией на приземленную грубость и апологетику материального в «суровом стиле»… Только в «Автопортрете» (СХМ), наполовину «пророческом» –  звучит тревожное, тяжелое, что преодолевается в творчестве Николая  Дудченко.

Первому признанию в близких искусству кругах способствовали многочисленные рисунки с натуры (а впоследствии и гравюры): портреты, пейзажи, исполненные углем, сангиной, карандашом, в которых проявилась безупречная пластическая и «музыкально-линейная» одаренность художника.

В творчестве Дудченко, по профессии монументалиста, но тяготеющего к станковым и миниатюрным формам (что, кстати, характерно для русской традиции), утверждается тематика двух родов: узкого артистически-художественного круга и «народная, деревенская». Их объединяет лейтмотив «тихого, светлого праздника», в его исконных национальных истоках.

Программной может считаться картина «День рождения» (частное собрание). Это групповой портрет, где художник изобразил себя и двух своих друзей в семейном окружении. В этой композиции, как у его великих предшественников: Джорджоне («Сельский концерт») и Эдуарда Мане («Завтрак на траве»), бытовой сюжет полностью преодолевается эстетикой композиции, в которой контрапункт одетых мужских и обнаженных женских фигур разрешается праздником драгоценной пластики, возбужденно сияющего света и блестящих красок, как бы заимствованных у цветущих весенних трав Крыма.

Следующим шагом художника становится большая группа живописных и графических работ, которые объединяются одним названием «Сельский иконостас». Мир чувств и представлений о красоте и добре, воплощенный в «народном примитиве», является нам во всем блеске высшего артистического мастерства, образуя редкостный по красоте сплав народной и профессиональной культуры. Одухотворенное пространство, «нездешний»  золотой свет, уподобление красок самоцветным вспышкам смальты в драгоценной мозаике создают ту сакральную атмосферу, в которой нам являются идеальные «небесные образы».

А приземистые пропорции «крылатых» парней, растрепанные крылья, заплатки на их широких домотканых рубахах сообщают им земную доступность и теплоту. Соединение высокого и обыденного, детски наивного и просветленно мудрого, житейски бедного и сказочно богатого осуществляется у Николая Дудченко как бы само собой, на зыбкой грани сна и яви… Художник видит чудесное, его видения реальны, как реален вымысел в искусстве.

Едва ли не главным средством живописной и поэтически образной выразительности этих работ, как картин, так и гравюр (офортов, литографий), становится фактура: изобразительно-разнообразные по техническим приемам письмо и печать, коллажные вставки, оттискивание (фраттаж).

Рукотворная сделанность этих работ (специфическая черта народного искусства) – приближает их к нам, зрителям, делает нас «соучастниками» художественного процесса, радостными свидетелями рождающегося на наших глазах творения искусства.

Здесь очень современная живописная техника как бы прорастает в почву народного творчества, в эстетику природных и рукотворных материалов, составляющих богатство красочной палитры народного искусства, становясь от этого еще более профессионально изысканной, мастерски конструктивной. И мы становимся свидетелями того, как проясняется широкий культурный слой искусства, в удивительно музыкальном согласии, объединяющий два полюса, два начала: эмоционально-живописное, аналитически-рафинированное и архитектонически-конструктивное, ремесленно-рациональное (как бы левое и правое крыло пластических искусств).

Об этом свидетельствуют последние работы художника, в частности триптих «Семья», где нашли место, с одной стороны, геометрическая символика, восходящая одновременно и к обобщенным временем формам иконописи, и к супрематизму Казимира Малевича, и, с другой стороны, глубоко лично прочувствованная и пережитая живописно-колористическая традиция, идущая от барбизонцев и импрессионистов к отечественному Серебряному веку и ХХ столетию.

Кажется, что отразившись от прямолинейных нетворческих приемов «иллюзионистического» искусства, от всякого рода стилизаций, искусство Дудченко стало предельно отзывчивым, о чем мы уже говорили, к той линии «изящного» в мировом и отечественном искусстве, которая достигла своей абсолютной вершины в «Троице» Рублева.

Поэтому к уже упоминавшимся явлениям, так или иначе созвучным художнику, хотелось бы добавить и другие, которые косвенным образом обогащают его характеристику: это и скифское золото, и средневековое ювелирное искусство, народная украинская икона  и некоторые проявления украинского барокко XVIII века, и поэтический реализм Павла Федотова («Портрет Н. Жданович за фортепиано»), и Василий Кандинский.

Николай Дудченко в современном искусстве Крыма – единственное в своем роде явление, обаятельный пример той творческой силы, которая находит свое проявление не в крайностях, а в смягчающем их синтезе; не в конфликтах, а в гармонии, не в контрастах света и тени, а в достигаемой ясности, просветленности, чистоте музыкального звука.

Рудольф Подуфалый, главный искусствовед

Симферопольского художественного музея

Справка

Николай Яковлевич Дудченко (1949 года рождения).

Живописец, график, портретист, мастер тематической картины.

Николай Дудченко родился в августе 1949 года в селе Ульяновка Херсонской области.

В 1967 г.  окончил Крымское художественное училище им. Н.С. Самокиша. Педагог  А. Шипов.

В 1972 г. окончил Харьковский художественно-промышленный институт.  Педагоги  А. Хмельницкий, Е. Быков.

С 1976 г.  участник областных, республиканских, всесоюзных и международных выставок. С 1978 г.  член СХ СССР, НСХУ. В 1998–2009 гг.  участник ежегодных Всеукраинских «Севастопольских пленэров».

С 2007 г.  заслуженный художник АРК,  заслуженный художник Украины.

В 2003 г.  лауреат премии АРК в области изобразительного искусства.

В 2009 г.  вышло в свет подарочное  издание книги Бориса Балтера «До свидания, мальчики!», приуроченное к 90-летию со дня рождения автора. Иллюстрации Николая Дудченко.

В 2010 г.  за особые достижения в изобразительном искусстве и сохранение традиций крымской школы живописи удостоен медали «За мастерство» и почетного диплома Международного фонда «Культурное достояние» (Санкт-Петербург).

Живет и работает в Симферополе. Работы находятся в  Симферопольском художественном музее, Киевском Государственном музее украинского  искусства, Ивано-Франковском художественном музее, Львовской картинной галерее, Севастопольском художественном музее им. М. П. Крошицкого и частных коллекциях Украины, России, Греции, Германии, Америки, Израиля.

Активно сотрудничает с библиотекой, принимает участие в различных творческих акциях  и проектах отдела документов по искусству.
2015 г. –  арт-проект «Крымский мост».

2015 г. – арт-проект «Художники, которые “пишут”  книги».

Поделись с друзьями

Другие записи из этой категории