X

Поиск

vk 2

odnoklassniki

twitter

twitter

Электронные ресурсы библиотеки

Код для вставки баннера

Виртуальная справка

Доступная среда

ПИСАНКО НИКОЛАЙ

ХУДОЖНИК С ЧУДИНКОЙ

Завершение первой декады ХХI века вызвало целый поток обсуждений и подведений предварительных итогов. Среди этого огромного количества фактов, событий, имен и явлений иногда открываются совершенно удивительные вещи. Так, в Крыму, «под занавес уходящего года», в декабре 2010-го, вновь зазвучало подзабытое имя незаурядного художника, теоретика живописи и педагога Николая Писанко.

В отделе документов по искусству КРУ «Универсальная научная библиотека имени И. Я. Франко» стараниями ее сотрудников Елены Устюжаниной и Елены Демидовой открылась выставка «Николай Писанко и его ученики», посвященная столетию со дня рождения этого оригинального и самобытного мастера. Один из инициаторов проведения выставки, искусствовед Игорь Липунов подчеркнул, что цель акции – привлечь внимание художественного сообщества автономии к обширному творческому наследию художника:
«Николай Писанко при жизни не завоевал себе громкого признания даже в Украине. Но сегодня, в год его столетнего юбилея, можно без всякого преувеличения утверждать, что это выдающийся мастер. Его многогранная, плодотворная деятельность не укладывается в несколько слов, предваряющих юбилейную экспозицию. И только весьма условно творчество Писанко можно подразделить на три направления: художник, теоретик искусства, педагог. Его учениками и последователями собраны более двух тысяч работ мастера, которые, безусловно, нуждаются в тщательном изучении и систематизации. А изданные бескорыстными учениками книги трудов Николая Писанко позволяют представить его как выдающегося теоретика искусств в широком контексте украинской культуры второй половины ХХ века».

Сам Николай Николаевич жил и работал исключительно по «Гамбургскому счету», а к роли художника в мире относился как к серьезнейшей миссии – поискам духовной гармонии, драматическому противостоянию добра и зла: «Художник без фантазии, воображения, поэзии и мечты почти равен нулю. Для роста художника необходимы огромные идеи, ассоциации – близкие и далекие… Если художник работает только для эффектов и личной заметности – он достоин самой низкой оценки, несмотря на мастерство.

…Ведь у многих людей нет ни малейшего представления о том, что такое «рай». Это потому происходит, что многие и на земле часто не видят то прекрасное, что есть в природе и в человеческих отношениях. Помочь в раскрытии этого – первейшая задача художника. Но художник должен уметь разоблачать и все адское. Истребить его полностью, быть может (ха-ха), не удастся человечеству, но уменьшить его и несколько нейтрализовать – это должно быть целью художника» (из книги «Язык изобразительного искусства Н. Н. Писанко», автор-составитель Александр Малявка).

Художник прожил долгую и очень непростую жизнь. Родившись в 1910 году в семье кадрового офицера царской армии, одиннадцатилетним мальчиком остался сиротой и попал в детдом. Окончил школу рабочих подростков, работал литейщиком, начинал учиться в медицинском институте. Но, не в силах противиться зову души, поступает в Одесский художественный институт и заканчивает его в 35 году с дипломом художника-станковиста. До войны успевает поработать научным сотрудником в художественном музее Одессы.

С первых дней войны находился на фронте, был тяжело ранен. Около трех лет провел прикованным к больничной койке в городе Сталинобаде (Душанбе). По его воспоминаниям: «Не видел, не говорил, не двигался». Однако молодому бойцу удалось преодолеть последствия раны и контузии, и, выйдя из госпиталя, он приступает к педагогической деятельности – преподает живопись и композицию в художественном училище Сталинобада. Вступает в члены Союза художников. Через некоторое время переезжает в Миргород, оттуда – в Симферополь.
Здесь Николай Николаевич также преподает в художественном училище, а вскоре его избирают заместителем председателя Крымской областной организации Союза художников Украины. В 1958 – опять переезд, на этот раз в Геническ, где художник приобретает маленький домик и создает собственную художественную студию.

«Николай Писанко был не просто странноватым чудаком, как многие творческие люди, – вспоминают его постаревшие ученики – известные крымские художники Виктор Платонов и Александр Кропко, – он был даже не просто белой вороной, он был очень белой вороной. Жил анахоретом, отшельником, но к нему, неведомо как узнавая о его студии, съезжались и ученики, и коллеги-художники, и известные теоретики искусства. Устройство быта его не волновало, а сферой интересов всю жизнь оставалась исключительно живопись, изобразительное искусство, специфика восприятия начинающими художниками «мира прекрасного» и оптимизация методики преподавания рисунка, композиции, живописи».

«Работал Николай Николаевич ежедневно и круглосуточно, – продолжает Александр Кропко, – Беседует с коллегой и пишет этюд, пьет кофе и пишет, отвечает на вопросы учеников – и пишет! Очень интересно у него было учиться. Он ставил удивительно колоритные постановки для натюрмортов, рассказывая о «гордости кувшина и унижении тарелки». Водил учеников на пленэры, учил основам сценографии, искусству плакатной графики».
«В процессе творческой работы использовал музыку, – добавляет Виктор Платонов, – создавал особое настроение в мастерской с помощью различных ароматов, пояснял, что мята улучшает память, запах чабреца позволяет прочувствовать настроение жаркого полдня. Сегодня эти методы не кажутся уже чем-то сверх оригинальным, но ведь это было пятьдесят лет назад, «в глухой провинции у моря»!

«Среди знаменитых учеников Николая Писанко, – включается в разговор заведующая отделом документов по искусству Елена Устюжанина, – можно назвать народного художника Украины Василия Гурина, Александра Иванова, Валерия Кольцова, Вениамина Пироженко, Павла Мальцева и многих других. А его собственное творчество вызывало большой интерес не только художников, но и теоретиков искусства. Еще в 1959 году профессор С. Григорьев, действительный член Академии художеств СССР высоко оценил разработки Н. Писанко: «Считаю, что художественные организации и художники должны оказать внимание и помощь товарищу Писанко Н.Н., чтобы он смог завершить свой труд и добиться его публикации, так как он представляет интерес для общественности в одном из самых сложных вопросов творчества в живописи». А в 1982 году в Симферопольском художественном музее по инициативе искусствоведа Рудольфа Подуфалого была организована масштабная персональная выставка работ Николая Николаевича, показанная впоследствии в Херсоне и в Таллинне».

Рудольф Подуфалый с большим интересом присматривался к самобытному художнику. В статье, посвященной его творчеству и теоретическим поискам, он писал: «Оставаясь в чем-то глубоко и наивно традиционным художником, Николай Писанко был убежден, что искусство живет выражением движения, пространства и времени. При этом главным объектом его увлечения был цвет, который он не только изучал и представлял во всем богатстве его жизненных проявлений, но и персонифицировал – цвет-король, цвет-королева и их свита».

«В настоящую экспозицию, – продолжает Елена Устюжанина, – включены живопись и графика Николая Писанко, подготовительные материалы к его главному труду «Язык изобразительного искусства», заметки и наброски, фотографии, сделанные в разные годы жизни мастера его учениками и искусствоведом Игорем Липуновым. А также работы Симферопольского архитектора Александра Иванова, художников Виктора Платонова и Александра Кропко, скульптора Валерия Кольцова. Особый интерес представляет серия пейзажей, выполненных в Геническе в 1958 году Виктором Платоновым – своеобразный живописный дневник «художника в юности». Работы Александра Кропко составили отдельный тематический блок выставки под собственным названием «Метафоры цвета». Электронную версию выставки подготовила сотрудник отдела Марина Мересиди».

За столетие, минувшее со дня рождения художника, живопись прошла немалый путь, значительно раздвинув горизонты привычного и «дозволенного». И тем не менее, закончить обзор его юбилейной выставки мне хочется словами этого самобытного мастера, не потерявшими своей актуальности и в наши дни: «Красота призвана, даже показывая тяжкую драму или трагедию, не раздражать, а возбуждать работу мысли и проникать в ткани самых тонких и затаенных чувств».

Екатерина БОРОДИНА

Справка

Николай Николаевич Писанко (1910-1996).

Живописец, педагог.

Николай Писанко родился в Александрии (Кировоградская обл.), одиннадцатилетним мальчиком остался сиротой и попал в детдом. Начав учиться в медицинском институте, позже поступил в Одесский художественный институт и закончил его в 35 году с дипломом художника-станковиста. До войны работал научным сотрудником в художественном музее Одессы.
В 41-м ушел на фронт, был тяжело ранен, три года реабилитировался в госпитале Сталинобада (Душанбе). Выйдя из госпиталя, преподавал спецпредметы в местном художественном училище. Через некоторое время переехал в Миргород, оттуда – в Симферополь.
В 1951 вступает в члены Союза художников УСССР. Преподает в художественном училище, в качестве заместителя председателя Крымской областной организации Союза художников Украины активно участвует в организационной и выставочной деятельности союза. Пишет много теоретических трудов, Однако при жизни вышла лишь одна работа «Движение, пространство и время».
В декабре 2010 года в отделе документов по искусству республиканской библиотеки прошла выставка «Николай Писанко и его ученики».

Поделись с друзьями

Другие записи из этой категории