ШЕРЕМЕТ ВЯЧЕСЛАВ
01 декабря 2015, 16:31
ХОРОШИЙ АРХИТЕКТОР – ПРООБРАЗ БУДУЩЕГО
В разные времена для Крыма проектировали здания замечательные зодчие России, Украины, зарубежья. Их имена известны, ими пересыпана краеведческая и специальная литература, их творения украшают крымские города, альбомы, журналы, проспекты, почтовые открытки. Среди прославленных имен – турецкий зодчий Синан, англичане Блер и Гунт, армянин Тер-Микелов, перс Омер, итальянец Алевиз Новый, немец Шервуд, караим Шеферов, славяне Городецкий, Бекетов, Белозерский, Ковальский, Шаповалов, Краснов, Душкин, Жолтовский, Полянский и многие другие. В этом ряду свое достойное место занимает выдающийся мастер современности, архитектор Вячеслав Шеремет.
Свою фамилию он выводил из тумана веков, полагая, что «Шеремет» трансформировалось из «сармат». Из истории знал: сарматы – самая воинственная ветвь аланских ирано-язычных племен, вошедших впоследствии в плоть и кровь народов юга России. Согласно устойчивому преданию известные всему миру храбрые воительницы-амазонки тоже были сарматками. «Сарматку» на живописном полотне художника Дерегуса Вячеслав Михайлович считал чуть ли не прародительницей своего рода. Огонь сарматских бойцовских качеств, сквозь толщу тысячелетий через отца добравшийся до него, считал священным и пользовался его силой бескомпромиссно.
Подобно кинозвезде, властно заявившей о себе со студенческой скамьи ярким дебютом, Вячеслав Шеремет триумфально дебютировал в Крыму первой же самостоятельной работой – пляжными сооружениями дома отдыха «Северная Двина» (1967). Особенно главным объемом, убедительно закрепившим поворот Алуштинской набережной на Рабочий (ныне Профессорский) уголок. Трехъярусное сооружение многофункционального назначения отлично вписалось в уникальный пейзаж побережья и в самом скором времени стало визитной карточкой Алушты и молодого архитектора.
Потом были проекты санаториев «Рабочий уголок», «Морской берег», проект алуштинского парка отдыха в виде сказочного гриновского города Зурбаган, сложного ландшафтного комплекса в романтическом ключе. Небольшой фрагмент этого проекта – зубчатое кафе – по сию пору украшает набережную Алушты.
В Симферополе, в знаменитом проектном институте «Гипроград» (ныне – КрымНИИпроект) Вячеслав Шеремет со временем занимает пост главного архитектора проектов и создает одно из лучших своих творений – здание Крымэнерго и Агроприбора на Киевской. Звезда архитектора поднимается в зенит. Однако в силу изменившихся обстоятельств он вынужден уйти в другой проектный институт (Гипроторг), где разработал еще несколько хороших проектов, в том числе привокзальный ресторан в Евпатории и торговый центр в Керчи.
Вернувшись через несколько лет в Гипроград, в мастерской, занимавшейся проектированием объектов строительства Симферополя, Шеремет проектирует жилые микрорайоны по Феодосийскому и Николаевскому шоссе, жилой район «Свобода» и другие. Параллельно Вячеслав Михайлович создает несколько индивидуальных авторских работ, две из которых занимают особое место в его творчестве. Это Областной (ныне – Республиканский) госпиталь инвалидов Великой Отечественной войны при 6-й городской больнице и республиканская библиотека имени И. Я. Франко на Набережной. Именно этот уникальный библиотечный комплекс стал последним триумфом зодчего.
Здание библиотеки было задумано архитектором как своеобразный «Храм книги». Центральным помещением, несущим основную художественную нагрузку, является двухсветный аванзал с главной кафедрой, окруженной со всех сторон просторными, хорошо освещенными читальными залами и зонами отдыха, создающими по замыслу архитектора атмосферу интеллектуального комфорта. Свет льется даже из окон третьего этажа, что придает всему интерьеру торжественный, нарядный вид, подчеркивает «храмовое» звучание.
Однако при воплощении великолепного замысла не все пошло ладно. Строительство многострадальной библиотеки продолжалось чуть ли не двадцать лет и было завершено уже после смерти автора (Вячеслав Шеремет скончался в 2001 году, после инсульта).
Еще в середине 80-х годов в Симферополе начался своеобразный строительный бум – активное возведение ряда крупных культурных объектов, среди которых планировалось и новое здание библиотеки. Однако в 90-х начатое строительство на добрый десяток лет «заморозили». Железобетонный «скелет» уникального сооружения тонул в зарослях чертополоха, судьба проекта оказалась под угрозой, лишая архитектора сна и здоровья, травмируя больное сердце. Почти как в античные времена, строительство, начатое одним, было продолжено другим зодчим в первом десятилетии уже нового века и закончено рекордными темпами.
23 августа 2007 библиотека была торжественно открыта. На открытии присутствовали первые лица республики, тогдашний премьер-министр Украины Виктор Янукович, руководство и сотрудники библиотеки, представители строительной фирмы «Консоль», журналисты.
А в 2009 в зале документов по искусству прошла камерная персональная выставка Вячеслава Шеремета – «Архитектурные проекты. Живопись. Графика». По мнению организаторов, она должна стать первым шагом на пути к созданию постоянной мемориальной экспозиции в здании библиотеки, рожденном трудом, талантом и волей зодчего.
Екатерина БОРОДИНА
Справка
Шеремет Вячеслав Михайлович (1942 – 2001).
Архитектор, график.
Вячеслав Михайлович Шеремет родился 30 ноября 1942 года в Киргизии, в семье военного летчика. Школьные годы провел в «кочевых условиях», обычных для семей военнослужащих – в Средней Азии, Германии, Эстонии и, наконец, в Крыму, в Симферополе. Учился в Казанском авиационном институте, но на 5 курсе решил изменить судьбу и поступил на архитектурный факультет Киевского художественного института. С 1964 года Вячеслав Шеремет – студент КГХИ, во время учебы отслужил в армии, в 1971 завершил учебу.
Далее работает в Крыму, сначала в Алуште, затем в Симферополе. Главные осуществленные проекты: пляжные сооружения дома отдыха «Северная Двина» (Алушта); здание Крымэнерго и Агроприбора на улице Киевской (Симферополь); Республиканский госпиталь инвалидов Великой Отечественной войны и «храм Книги» – Крымская республиканская универсальная научная библиотека имени И. Я. Франко на Набережной.
В 2009 году в отделе документов по искусству прошла мемориальная выставка «Памяти мастера».
Поиск