Анастасия ЗИНЧЕНКО. Найденный ориентир
01 ноября 2018, 16:13
Художник, педагог. Родилась в 1966 году в городе Саки. Живет и работает в Симферополе. Двоюродная внучка архитектора Юрия Медельца.
Когда устраиваются выставки крымского искусства, работы Анастасии Зинченко представлены на них неизменно, вопреки тому, что между художницей и держателями ведущих позиций в кураторской и музейной политике полуострова чувствуется несогласие по многим вопросам.
Зинченко, в девичестве Карпинская-Бобырева, получила классическое образование: детская художественная школа (1978–1981), Симферопольское художественное училище имени Н. С. Самокиша (1981–1985; курс Г. Н. Куриленко, куратор диплома Л. В. Балкинд), Южноукраинский национальный педагогический университет имени К. Д. Ушинского (1987–1988, 1999–2005; курс О. М. Недошитко).
Формулировать и знакомить зрителя со своими эстетическими идеями художница не торопилась. В Одессе Анастасия вышла замуж, родила дочь, писала на заказ, но не создавала ничего принципиально нового. Творчество этих лет демонстрирует медленный поиск творческого «Я». Сюжеты – в основном натюрморты с цветами – могут показаться заурядными, и все же картины Анастасии приковывали внимание. Под маской обыденности в них угадывались непокорный характер, уверенность в себе и нежелание навязываться. Художница признается, что писала много, обращаясь к впечатлениям от реальных событий, но не стремилась выставляться, считая, что «цель творчества – самоотдача…».
90-е… Развал Советского Союза, безработица, безденежье, преступность, первые миллионеры, шумные тусовки, прорыв неофициального искусства…
Резкие изменения в стране отразились в жизни, но не в творчестве художницы. Чтобы заработать, Анастасия едет в Стамбул, где сотрудничает с болгарскими живописцами. В путешествии по Турции художница обретает необходимую силу для экспериментирования с новыми концепциями. Возвращение в Крым совпадает со вторым замужеством и знаменует старт «авангардного» периода в творчестве Анастасии Михайловны. Этот самобытный период (1998–2005 гг.) характеризуется как слом, переход от классической эстетики к антитрадиционной, или авангардной.
Художница при поддержке мужа Сергея Зинченко открывает мастерскую, где обретенным почерком: пастозным, размашистым, страстным, пишет о любви, искушении, измене, иллюзии, потере близких; пишет судьбы современников, сплетая их крепкими нитями с историей. Одна за другой рождаются картины, удивляющие смелостью исполнения и философской глубиной при кажущейся технической простоте. В серию входят «Сантана», «Ночь», «Болеро», «Истина», «Адам и Ева», «Похищение Европы», «Башмет», «Реквием». Блестящие работы, полные энергии цвета и динамики ритмов, подчеркивают, что в этот период художница писала, используя словарь рок-музыканта и художника Егора Летова в «страшном, стремительном кайфе».
К числу показательных работ «авангардного» периода относится картина «Музыкант». Цветовое решение делит по диагонали прямоугольное, небольшое по формату произведение на две равнозначные части. В левом углу выписано нервное лицо молодого мужчины, который с ухмылкой на губах пытается отвести взгляд от изображенной на первом плане скрипки.
Так автор видит образ творца, рождающего гениальную музыку, служащую ему одновременно источником вечного вдохновения и бесконечных, мучительных сомнений.
Точность и тонкость образа дает зрителю представление о том, что путь художника, музыканта, артиста – это не волшебство, а чаще, если не всегда, каторжный труд.
Художница начинает выставляться в Симферополе, Киеве. В 2003 г. проходит первая персональная выставка в известной в крымском художественном кругу галерее «КЭП». Картины приобретаются в частные коллекции России, Украины, Финляндии, Израиля, Турции, США.
После сорока лет изменения в семейной жизни, пошатнувшееся здоровье привели к творческому спаду. Живописи не находится места, вспомнить можно только несколько натюрмортов, которые напоминают манеру голландцев с их любовью к выписанным деталям. Зинченко почти не пишет, но иллюстрирует книги, в основном детские сборники, среди авторов – Лев Рябчиков, Людмила Спиридонова, Галина Грановская, Людмила Згуровская, Юрий Олейников, Джульетта Гай. Вернуться серьезно в живопись не дает работа в детской изостудии «Этюд» (работает с 1998 г. по настоящее время) и преподавание в Симферопольском филиале Киевского национального университета культуры и искусств (2007–2014).
Около тридцати учеников Анастасии Зинченко поступили или продолжили обучение в профессиональных художественных заведениях. Среди них – Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова, Московская художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова, Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица, Национальная академия изобразительного искусства и архитектуры и др.
Сама художница практически отсутствует в поле выставочной деятельности, зато плотно сотрудничает с крымским фотомастером Юрием Гладким.
Во второй половине 2011 года Анастасия Михайловна заново открывает для себя акварель, технику, в которой не работала со студенчества. Участие в ряде камерных выставок с небольшими акварельными пейзажами (виды Симферополя, Севастополя, Балаклавы, Херсонеса) утверждает репутацию Зинченко как интересного графика.
В 2015 году, прервав преподавание в университете, художница завершает «акварельный период». С этого момента мысли и эмоциональный строй произведений приобретают другое направление: уходит молодая удаль, юношеское стремление рушить каноны, живопись становится академической, предметной, более выдержанной по композиции и сдержанной по цвету.
Запоминающиеся работы последних лет: «Девушка в черной перчатке» (2016), «Портрет молодой женщины» (2017), «Симферополь. Улица Курчатова» (2017). Как художника и члена жюри Анастасию Зинченко приглашают в знаковые для развития искусства полуострова проекты: «Крым – Перспектива» (2015), «Художники, которые пишут книги» (2015), «Женщина: о времени и о себе» (2016), «Начистоту: радости и страхи крымских художников» (2018). Проходят персональные и групповые выставки в Симферопольском художественном музее, Крымской республиканской универсальной научной библиотеке им. И. Я. Франко, Центральной городской библиотеке им. А. С. Пушкина, библиотеке-филиале № 15 им. А. С. Грина, Крымской республиканской детской библиотеке им. В. Н. Орлова.
При этом меняется жизненная позиция художницы: «Чем старше становлюсь, тем больше оптимизма в себе отмечаю. Гордость вызывает найденное место».
С 4 по 19 октября 2018 года в Крымской республиканской универсальной научной библиотеке им. И. Я. Франко прошла масштабная выставка, приуроченная к двадцатилетию изостудии «Этюд». В экспозиции – 200 работ учеников, а также живописные произведения руководителя студии Анастасии Зинченко.
Шевкет КЕШФИДИНОВ
Поиск