X

Поиск

vk 2

odnoklassniki

twitter

twitter

Электронные ресурсы библиотеки

Код для вставки баннера

Виртуальная справка

Доступная среда

ФИЛОВ ДМИТРИЙ

КРЫМСКИЙ КОСМИЗМ

Фантастическая наша эпоха впечатляет своими парадоксами. С одной стороны, космические корабли землян уже пересекли границу Солнечной системы, с другой – сами земляне все никак не поделят Землю и не могут согласиться с тем, что у соседа другой Бог. С одной стороны – высокие технологии, с другой – ручной труд, тут – богатство, там – бедность. Противоречия эти, увы, можно множить и множить. И если на этом фоне поместить творческие поиски художника, то, боюсь, они покажутся не драмой Шекспира, а сказкой про «Красную Шапочку» Шарля Перро.

А между тем жизнь художника – это всегда драма высочайшего накала, причем, самым интересным и остро волнующим моментом этой драмы является способ переплавки мастером внешних впечатлений в живописное полотно.

Что и говорить, художника-реалиста легче понять, у него и окошко как окошко, и девица – красавица, и каравай будто только что из печки. А художник-абстракционист? А адепт нон-фигуративной живописи, а футурист? Если мастер пишет так, будто он уже побывал на Альфе Центавра, кто сможет поддержать или оспорить его художническую концепцию? Если в душе его искрится «Звездный день», если он видел «Шестикрылого Ангела», пережил «Посещение»? Подобные вопросы возникают сами собой на выставках художников-абстракционистов всегда, и, в частности, на выставке в отделе документов по искусству «Академия абстракционизма» (2010). На этот раз по инициативе искусствоведа Игоря Липунова ряд художников-абстракционистов объединились для издания художественного альбома «Академия абстракционизма».

Особое место в экспозиции заняли крайне необычные и самобытные работы крымского космиста Дмитрия Филова. Живописные полотна художника завораживают образностью, полифонией своеобразных цветовых сочетаний. Композиция картин, несмотря на загадочность сюжетного мотива, близка к классическим образцам и потому особенно убедительна. А фактурные и орнаментальные достижения мастера последних лет настолько неповторимы и оригинальны, что, возможно, являют собой некое новое направление как в живописном течении космизма, так и в психоделическом искусстве в целом. Неслучайно одна из предшествовавших персональных выставок Дмитрия называлась «Крымоделический проект».

Напомню, что свою творческую деятельность Филов начинал в «Крымском товариществе Современного искусства» в 1987 году. Стал участником нескольких запрещенных, так называемых «бульдозерных» выставок в Симферополе, и, казалось, был обречен остаться эдаким «анфан-террибль» среди друзей-художников аналогичной судьбы. Однако жизнь распорядилась по-другому, и сегодня работы Дмитрия Филова после успешных столичных и ряда зарубежных выставок экспонируются и приобретаются различными музеями, галереями и частными собраниями Европы, Азии, Африки и Америки. Сегодня картины нашего земляка, я бы сказала простого крымского парня, занимают почетное место среди работ старых мастеров и современных художников в Москве и Санкт-Петербурге, Симферополе и Львове, в Соединенных Штатах Америки и Израиле. А две его работы прямо с московской выставки «Логика парадокса» были куплены женой Нельсона Манделлы и отправились аж в Южно-Африканскую Республику. Вот каково могущество крымской земли, прославленной в веках и не скудеющей талантами и поныне!

А обратили мы особое внимание на работы Дмитрия Филова не только ввиду их сугубой загадочности, но и своеобразной красоты. Загадочны полотна тем, что нет на них привычных яблок или арбузов, не пылит дорога, не шумят кусты, а возникают из тонких соцветий некие неясные фигуры: то ли вселенские символы, знаки, то ли космические пазлы. Работы необычайно декоративны, наполнены вибрирующим цветом, необычный геометрический орнамент являет зрителям совершенно новую сущность.

Предоставим слово культурологу, профессору Виктору Самохвалову: «Живопись Филова – это не только новое направление в авангардном искусстве, но, прежде всего, новая психотехника, которая выражается в полифонии его композиций как в одной из областей применения. В его работах присутствует эволюционизм. При этом материализация, аналитика и эволюционизм не являются для него самоцелью, но представляют собой просто часть его личности, поэтому они естественны, и, кажется, не до конца понятны ему самому. Материализация бессознательного у Дмитрия Филова выражается в спонтанности и автоматичности. При погружении в глубины собственной души достигается такой уровень, который является универсальным и практически безличным. КАК РАЗ ЭТО УДАЕТСЯ ТОЛЬКО ЕМУ. Собственные комплексы Филова не волнуют, т.к. он обращается к общечеловеческим ценностям. Это не свой мир, но настоящий и подлинный мир пра-формы и пра-цвета. Это «разумные души» Порфирия, «украшенные тела» Ямвлиха и «сущности» Григория Сковороды, это тот субстрат и та материя, которые неразрывно существуют с Душой. Действующее начало присутствует во всех, даже самых «спокойных» его работах. На них изображено не что иное, как процесс мышления, но на том его этапе, когда мысль еще не стала словом, но была пра-образом».

По мнению самого художника – Крым одна из особых точек Земли, наиболее приближенных к Космосу как средоточию связей и общности всего сущего. Свою задачу он видит в том, чтобы уловить эти прекрасные закономерности и передать их средствами живописи.

Картина для Дмитрия Филова – это талисман, амулет заклинателя и инструмент исследователя. Удивительно, какие точные, верные слова нашел художник, чтобы рассказать о самой сути своего творческого процесса. Но все это лучше увидеть, а увидев и почувствовав почти магическую силу этих полотен, поразмышлять в тиши, прислушиваясь к музыке сфер, отзвуки которой будут звенеть в душе еще долго-долго.

Екатерина БОРОДИНА

Справка

Дмитрий Александрович Филов (1953 года рождения).

Живописец, график.

Дмитрий Филов родился в 1953 году в Ленинграде (Петербурге). Сознательная жизнь художника проходит в Крыму. В 1976 году окончил Симферопольский университет. Живописью занимается с 1970 г., с 1978 г. – профессионально. В 1987 г. стал одним из создателей Крымского товарищества современного искусства.
Дмитрий Филов является ярким представителем оригинального художественного направления «Крымский космизм», активно выставляется, думает о том, как помочь картине найти своего зрителя. В 2015 году принят во Всероссийскую творческую общественную организацию «Союз художников России». Живёт и работает в Симферополе. Участвовал во множестве арт-проектов, престижных выставках, провел более 30 персональных выставок, по итогам которых были изданы каталоги.
Выставки последних лет: 2006г. – «Иррациональное зерно», галерея КЭП, Симферополь (персональная в-ка), 2009г. – II Международный фестиваль независимого искусства «Уровень Моря»», С-Петербург, Манеж. 2006-2012г. – четыре Биеннале «Академия абстракционизма», Художественный музей, Севастополь, 2012г. – «Крымский НЮ-АРТ», Художественный музей, Севастополь.
Принял участие в ряде выставок и арт-проектов в отделе документов по искусству:
2010 г. – Выставка художников «Академии абстракционизма», отдел документов по искусству, КРУНБ имени И. Я. Франко Симферополь.
2012 г. – выставка «Линия и форма».
2015 г. – Арт-проект «Художники, которые «пишут» книги».
2015 г. – Арт-проект «Человек читающий».

Поделись с друзьями

Другие записи из этой категории