X

Поиск

vk 2

odnoklassniki

twitter

twitter

Электронные ресурсы библиотеки

Код для вставки баннера

Виртуальная справка

Доступная среда

Живопись, графика и скульптура Владимира Хоришко

<…>

В. Хоришко – художник, словно сказавший себе раз и навсегда: «Иди тропой своего сердца, дорогой своих мыслей, иди и ничего не бойся».

Очень личная лирическая атмосфера пронизывает его ранние, начиная с первых, работы. В них как-то сразу отброшено все школьное, а заодно проверенное,  проходное. Здесь пульсирует темперамент художника, безраздельно господствует эмоциональная стихия живописи: вихри, потоки, волнение и рябь красочных мазков здесь мерцают, вспыхивают, разгораются и угасают, тлеют, подернутые пеплом, сложные, затягивающие в свою глубину цвета.

В романтических южнобережных пейзажах, в натюрмортах запечатлевается экстатическое состояние живописца. Вызывающе смелая откровенность чувств – в портретах, в изображениях обнаженной натуры. Впрочем, анонимно-безличное слово «натура» совершенно не подходит к таким остропортретным картинам, как «Вероника», «Обнаженная»… Ни с чем не сравнимое очарование, пленительная прелесть неповторимого человеческого существа, вне зависимости от всего внешнего, от его заслуг  и достоинств – ясно обозначившаяся линия интимного портрета, очерченная родственным и дружественным кругом, – воплотилась в целом ряде работ, исполненных маслом, акварелью, а также в скульптуре («Поэт», «Елена», «Сидящая»). Особой остроты и смелости достигает она в картине «Девушка с гранатовым ожерельем» (1966). Поза обнаженной фигуры с закинутыми за голову руками подчеркивает пластику юного женского тела: поэтический образ отличается откровенной чувственностью, но в то же время несет в себе черты экзотики, дан в невидимом ореоле художественных ассоциаций.

Работам В. Хоришко изначально присуща драматическая усложненность, конфликтность восприятия жизни. Она порождает особое, сострадательное чувство таких картин начала 70-х годов, как «Детвора», «Кукла на дереве», «Незнакомка» и лучшей из них – «Дон Кихот в Долине приведений». Своеобразный сентиментализм этих работ – ощущение хрупкости и ранимости жизни, страдание и боль – делает их не только знаком душевного состояния художника, но и эмоциональным свидетельством времени…

Поиск внутренней опоры в самой природе искусства, в его творческих истоках, в глубинном целостном восприятии мира заставляет художника выходить за рамки видимой реальности, он обращается к языку абстрактного искусства, к сюрреалистическим «снам и видениям», прорывается к «запретным» областям человеческого сознания, соединяя, к примеру, мистику и эротику в евангельском сюжете (графический цикл «Посвящение», 1975). И в то же время он приходит к новому для него реалистическому стилю, основанному на проникновенном, внутренне напряженном созерцании природы. В цикле больших пейзажей 80-х годов есть и острое переживание малых подробностей, и особая значительность огромного целого. <…> Это «Три дерева на Чурук-Су» и «Часовня. Закат» (1981, обе из Бахчисарайского историко-археологического музея), «Чуфут-Кале. Восточные ворота» (1982, Музей литературы УССР, Киев), «Бахчисарай. Спиной к закату)» (1963, Алупкинский дворец-музей), «Осенний виноградник. Прощание с другом» (1987, Симферопольский художественный музей).

Кульминация этого цикла – полотно «Осеннее Предстояние. Бешиктау. Сириус» (1986): вечереющее небо с одинокой высокой звездой над бахчисарайскими скалами… Редкий по красоте и силе замысла холст, неординарный по живописи, свободной от всякого рода профессиональных штампов, серьезный и самоуглубленный… Образ одухотворенной природы, приобщающий нас к ее силам и тайнам. Таково это произведение нашего незнаменитого современника, которое, на мой взгляд, еще не понято по существу, не оценено по достоинству и которое должно стать в ряд с признанной классикой крымского пейзажа.

В нем как бы концентрируется и обретает ясность пройденный путь художника, как бы просвечивает завтрашний день его искусства, которое, восхищая одних, в то же время раздражает других своим живым несовершенством и вольностями, своей неоднозначностью и «неровностью». И все-таки не будем забывать, что «асфальтовая» гладкая дорога в искусстве к открытиям не ведет.

Рудольф Подуфалый

(Орфография и пунктуация автора сохранены)

Источник:

Подуфалый Р.Т. Живопись, графика и скульптура Владимира Хоришко // Подуфалый, Р. Т. Этюды о крымских художниках / Cост. С. А. Глазунова, Г. Т. Подуфалая; авт. послесловия В. Хоришко. – Симферополь:  Н.Орiанда, 2021. – С. 363-365.

 

***

Владимир Хоришко родился в 1948 г. в городе Запорожье, обучался в Днепропетровском художественном училище. В 1971 г. переехал в Крым (этим годом и помечены его первые самостоятельные работы), в Алушту; с 1976 г. живет и работает в Бахчисарае.

Автору принадлежат серии работ: «Алуштинский цикл» (1971-1972), «Осеннее Предстояние» (1987-1989), «Онтология Встречи».

Участник персональных и групповых выставок.

Ноябрь 2018 г. – январь 2019г. – персональная выставка в Симферопольском художественном музее.

Март 2023 г. – участие в выставке, посвященной 85-летию со дня рождения Рудольфа Трофимовича Подуфалого «Искусствоведу-открывателю посвящается», проходившей в Гвардейском ПДК.

Поделись с друзьями

Другие записи из этой категории