X

Поиск

vk 2

odnoklassniki

twitter

twitter

Электронные ресурсы библиотеки

Код для вставки баннера

Виртуальная справка

Доступная среда

ПОДВОДНАЯ ЖИВОПИСЬ «РАФАЭЛИ МОРЯ»

ТРУЖЕНИКИ МОРЯ

При входе на выставку «Рафаэли моря», проходившую жарким летним днем в главном зале КРУ «Универсальная научная библиотека имени И. Я. Франко», посетителей встречала «прохладная живая картина» – погруженный в голубую воду с бегущими пузырьками воздуха этюд художника Олега Небесного «Мерцание лунного света». Кто-то сразу останавливался полюбоваться необычной инсталляцией, другие спешили наверх – осмотреть экспозицию удивительных картин, написанных под водой.

Подводная живопись… Необычное определение, интригующее. Что это? Модная фишка для привлечения внимания публики, новое направление маринистики или дорогостоящее хобби пресыщенных интеллектуалов ХХI века?

Оказалось – ни то, ни другое, ни третье. Писать картины под водой впервые попробовал кинооператор знаменитого исследователя подводных глубин Жак-Ива Кусто Андре Лабан. Инженер-химик по профессии, он так увлекся невиданным способом живописи, что и по сей день продолжает создавать картины в подводном мире.

Последователем Андре Лабана в нашей стране оказался Владимир Авраменков, руководитель киевского дайв-центра «Катран». Тоже технарь, оператор подводной съемки с 30-летним стажем, Владимир сам «заразился» идеей, привлек единомышленников. На вернисаже выставки «Рафаэли моря» он вдохновенно и образно рассказал о своем любимом детище – Школе подводной живописи: «Идея создания школы вызревала постепенно. Во-первых, под водой невозможно работать одному, нужна команда, а во-вторых, подводный мир – это совершенно особая среда. Там все другое: невесомость, освещение, перспектива, чувство времени. Под водой меняется восприятие мира. Когда мы познакомились с художником Олегом Небесным, выпускницей Крымского художественного училища Оксаной Билык и студентом-живописцем Денисом Лотаревым, сложился коллектив единомышленников. На основе собственного опыта, а нашими художниками написано почти 200 картин в разных водоемах – Черном и Красном морях, в Днепре, мы разработали, а в феврале 2011 года сертифицировали программу учебного спецкурса подводной живописи. И зарегистрировали ее в Международной организации PADI. По моему глубокому убеждению, это будет иметь далеко идущие последствия. В мире нет ничего подобного».

Идея погружения в морские глубины и создания там живописного полотна оказалась столь необычной и привлекательной, что «потащила за собой на дно» многих, даже министра культуры АРК Алену Плакиду. В прошлом году отважная подводница, освоив азы живописного мастерства в школе и пройдя курс подводного плавания, не только погрузилась на приличную глубину у подножия «Ласточкиного гнезда», но и написала там этюд «Вдохновение», вошедший в экспозицию выставки «Рафаэли моря».

«Под водой очень красиво, просто невиданно, и хочется запечатлеть и передать эту красоту, – поделилась впечатлениями Алена Александровна. – Однако подводная живопись это не только новое направление в изобразительном искусстве, но и сохранение памятников подводного культурного наследия».

Владимир Авраменков рассказал историю создания картины о затонувшем судне «Ростов», сопровождая рассказ слайд-презентацией. «Это огромное полотно писалось двумя художниками в три погружения, а в целом проект занял более 10 часов. Такой огромный объект под водой сразу рассмотреть и изобразить невозможно. Художники – Олег Небесный и Денис Лотарев сделали предварительные эскизы, поднялись на поверхность, обсудили композиционные особенности будущего полотна, последовательность работы и снова ушли под воду. Напомню: трагическая история вынужденного затопления судна произошла во время Первой мировой войны у города Туапсе, а помощь выжившим оказывали в госпитале под Форосом. Остов корабля и поныне находится в море, на глубине около 30 метров. Во время работы наших художников присутствовал фотокорреспондент из журнала «National geographic». Весь процесс от начала до конца снят на пленку, картина сертифицирована. Я так подробно останавливаюсь на этой работе, потому что так называемые «черные археологи», разграбив все, что можно было наверху, теперь позарились уже и на подводные объекты и норовят за копейки продавать их на металлолом. А вот пусть попробуют теперь, когда написана такая картина, и к затонувшему героическому «Ростову» привлечено такое внимание!».

Это направление благородной деятельности Школы подводной живописи горячо поддержал Постоянный представитель Президента Украины в Крыму Виктор Плакида: « Уникальное начинание для Крыма. Бесплатная школа для ребят в Мисхоре, возможность приобретения такого неповторимого опыта и привлечение внимания широкой общественности к вопросам культуры, истории, сохранению подводного культурного наследия полуострова – это особый, значимый ракурс в деятельности Школы».

С большим интересом и вниманием осмотрев экспозицию, уже после открытия, разговорившись с художниками-подводниками, я не удержалась от личного вопроса Олегу Небесному: «Не мешает ли такая “говорящая” фамилия в работе под водой?».

«Нисколько не мешает, – рассмеялся Небесный, – но, честно говоря, действительно возникала идея добавить вторую часть, как вы понимаете – «Подводный». Будет еще более «говорящая»: Небесный – Подводный. Только подписываться длинно, на небольшом полотне может и не поместится».

Екатерина БОРОДИНА

Поделись с друзьями

Другие записи из этой категории