СЛЕДУЯ ПРИРОДНЫМ НАСТРОЕНИЯМ
11 июня 2019, 17:08
Время, наша скоростная среда обитания, сообщает художнику тайную динамику, исключительно индивидуальную, скрытую до поры и востребованную силой впечатлений и творческих желаний. Мощные разряды природных, субъективных и психологических впечатлений формируют настроение художника, неизбежно приобщая его к реальному многообразному течению бытия. Совершенство творческого содействия – духовная субстанция плюс дар исполнения замысла – всегда приносит благодатный результат, достойный реакции пытливого современника, и те из художников, которые способны идти сложным и многотрудным путём, приобретают сугубо личную систему координат с «любовью божественного провидения».
Вячеслав Кель с 1982 года живёт в предгорье Крыма, в Бахчисарае. Его мастерская находится на крутом каменистом взлёте долины, напротив всемирно известного Ханского дворца. Местоположение мастерской обеспечивает неиссякаемое присутствие пейзажного пространства с ощутимыми этнографическими слоями, с татарской, благородно вписанной в рельеф архитектурой, с восточной классикой триады: роза – родник – соловей, с изменчивыми источниками света – луной и солнцем, благодаря которым живописная долина многократно меняет свой облик.
Крымское предгорье и вообще Крым во все времена привлекали живописцев разных направлений. Тем, кто проявляет глубокий интерес к живописи, известны многие имена, перечислить которые возможно только отчасти: Ф. Рокотов, Д. Левицкий, друзья А. Пушкина – братья Г. и Н. Чернецовы, И. Крамской, К. Богаевский, Е Нагаевская, А. Куприн, М. Волошин, наши современники – С. Пустовойт, Р. Нетовкин, З. Трасинова, А. Усеинов, И. Сафонов, В. Хоришко, А. Кокорин, В. Кель.
Уникальное средоточие природных гармоний, историческая глубинность крымской земли, неизменно существующий поэтический код, расшифровать который всегда стремились живописцы, каждый по-своему создавая метафорический образ реального мира, – привлекали, и, разумеется, будут привлекать представителей «вольных стихий».
Вячеслав Кель, если обобщённо проследить систему геовпечатлений, как художник-путешественник впитал всё обозримое и доступное и создал живописную карту поднебесных миров: равнинность, созерцательность России, многоцветное благородство Грузии, златопесочные, парящие миражи Узбекистана, вылепленная из прочных природных основ Украина, европейские архитектурные контрасты, и как особенный праздник – прозрачный благодатный Крым.
В разные годы в соответственных возрасту увлечениях происходит возвышение по ступням совершенства. Станковая живопись, монументальное искусство, темпера, акварель, гравюра – неполный перечень увлечений художника. Но в итоге Вячеслав Кель отдаёт предпочтение живописи, окончательно избрав из сложного множества то, что ближе всего: масло, акварель. Две главенствующие темы определены на сегодняшний день: портрет и пейзаж. Метафорическое преображение этих двух, можно сказать, стихий происходит не только по воле художника, оно имеет два взаимопроникающих разряда: сила яркой личности (портрет), или проникновенного фрагмента природы (пейзаж) – с одной стороны и сила Проводника (исполнителя) – с другой. Этот процесс во все времена был и остаётся самым таинственным, не поддающимся «алгебраической анатомии» художественным процессом.
Современник, интересующий Вячеслава Келя, имеющий право «прописки» на холсте, – прежде всего творческий человек с притягательным миром, в котором, как правило, не равнозначны чаши бытийных весов, чаши радости и трагедии, света и «погружения во тьму». Борис Пастернак, Александр Грин, Арсений и Андрей Тарковские, Владимир Высоцкий, Марина Цветаева – каждый по-своему приручил художника истиной поэзией и трагическими, и светлыми, незаменимыми чувствами, каждый отразился в магическом зеркале живописи.
Психологическая атмосфера портрета неизменно связана с напряжением, с ощутимой силой энергетических разрядов, с ускорением – вырваться из житейских лабиринтов, и как Одиссей вернуться в свой собственный мир, преодолевая массу препятствий. В этом смысле наиболее значимы многие автопортреты Вячеслава Келя, написанные в разные периоды времени, «А. Грин.», словно бы существующий в вечной мерзлоте обитания, «Оборванный крик» с обрушившимся, лишённым света и воздуха небом, «Реанимация» с потоком спасительной божественной энергии, монументальный «Реквием» с библейским сиянием воды и дарованием Святого Духа.
Групповая портретная живопись близка Вячеславу Келю по многим причинам. Как художник он давно получил «приглашение к возвышенному созерцанию», и одарённость монументальным, пространственным мышлением проявилась в той строгой, сбалансированной мере, необходимой для того, чтобы не нарушить равенства и одновременно независимости всего изображённого. «Паломники земли вечной» – композиционно монументальная работа, умышленно лишённая устойчивых горизонталей и вертикалей, напоминающая о краткосрочности земной жизни и лучезарности творческих устремлений. Нетленный духовный мир направляет художников и поэтов и сопутствует им: очевидным световым потоком щедро пронизана каждая фигура, цветовой исток – золотистая охра ступеней, поднимаясь ввысь, развивает течение цвета до небесной ослепительности.
Сильные мира сего, по определению художника, вовсе не те, кто осваивает сомнительную высоту иерархических лестниц. «Рыцари правды» – вечные олимпийцы, носители огня, который содержится в слове, цвете, звуке. Виктор Цой, Игорь Тальков, Александр Башлачёв – трагическое триединство, неутолимая боль, наше светлое Вчера, гостившее на земле.
В самой сокровенной среде, где отведено место родовому древу, Вячеслав Кель сам находится в эпицентре всех событий, амплитудность которых роковым образом лишена точки равновесия. Покоя, ровного, стабильного умиротворения не было в жизни художника, и, по его собственному признанию, не предвидится.
Многие и многое существует теперь в печальном преображении – в воспоминаниях. С пронзительной, хрупкой незащищённостью обрушивается прежний многоцветный мир детей в работах «О сыне», «Испытание», «Я стану для тебя воспоминанием», «Легко обо мне подумай», «Вероника».
Галерея многочисленных семейных портретов задумана художником в той стилизации, которая требует совершенства исполнения. Сочетая современный образ и атмосферу итальянской, нидерландской ренессансной живописи, Вячеслав Кель деликатно меняет местами времена, смешивает их как краски на палитре и получает достойный результат.
Отражение действительности с множеством и разнообразием событий, впечатлений всегда происходит в особом преломлении – сдержанном, благородном: трагичность и жестокость предложенного нам всем мира уравновешивается верой в неразрушимые основы бытия, где прекрасным свойствам и прекрасным чувствам всегда предоставлена возможность, существовать и вдохновлять. В этом обобщённом смысле точны и убедительны работы «Дорога», «Встреча», «Мир Сергея Пустовойта», «Око вездесущее». Организованное сюжетное пространство, методы его изображения в работах Вячеслава Келя почти всегда кинематографичны. Умение выстраивать бытийный кадр-полотно напоминает о неповторимых временах прорыва нашего кино и кинорежиссёров, создавших гениальные картины и сформировавших во многом наш вкус.
Художник, каковы бы ни были его пристрастия, всегда интересен отношением к свету, к его физической и духовной субстанции. Сфера уникального крымского пейзажа проявляет в нём самые невостребованные чувства и прозрения. Обращение к пейзажу раскрепощает, оставляя за «преградой влияния» всё, что искусственно и чужеродно. Наедине с природным пространством художник испытывает моменты гармонии, к сожалению, всё реже открывающиеся зрению по разным причинам. Но Крым – долинный, морской, горный, «неоткрыточный» умеет быть любезным художнику. В пейзажных работах Вячеслава Келя, истинно крымских, – тончайшие вариации пространства, световой геометрии, вулканического рельефа каменной архитектуры, восточной пластики лунного освещения, праздничного цветения весенних южных деревьев, редкостного для юга симфонического присутствия снега. И достойными восхищения вполне можно назвать работы «Тахталы-Джами», «Зима в Бахчисарае», «Иосафатова долина», «Луна над минаретами», «Карадаг», «Море у Коктебеля», «Ай-Петри», «Осень».
Пейзажи Вячеслава Келя всегда открыты, «распахнуты настежь» и соответствуют природным настроениям, в которых мы нуждаемся, которые нам особенно дороги…
Источник: Антонова А. Следуя природным настроениям / А. Антонова // Кель В. Вариации на тему времени: каталог / В. Кель. – 2008. – С. 6-9.
Справка
1948 г. – родился в Подмосковье, г. Болохово.
В 1965 г. – поступил в Московский заочный университет, работал художником декоратором в театре Экибастуза.
С 1971 г. – работал в системе художественного фонда СССР оформителем, монументалистом, живописцем.
С 1971 г. – участвовал в областных, республиканских, а также во многих всесоюзных и зарубежных выставках.
В 1982 г. – был принят в Союз художников СССР, в том же году переехал в Крым, в г. Бахчисарай.
С 1990 г. – член Союза художников Украины и Крыма.
1999 г. – организатор выставки-продажи картин крымских художников в помощь детям с лейкемией.
2008 г. – персональная выставка графики в Крымском научном центре.
2009 г. – персональная выставка портретов известных людей разных эпох «Диалоги» в Крымском научном центре.
2011 г. – выставка работ бахчисарайских художников в КРУНБ им. И.Я.Франко.
2012 г. – выставка памяти известного крымского искусствоведа Рудольфа Подуфалого «Личное отношение…» в выставочном зале Союза художников.
2015 г. – выставка «Четырёх» совместно с бахчисарайскими художниками Анатолием Мартюковым, Александром Кропко, Валерием Костинским в Научно-образовательном центре ноосферологии и устойчивого развития КФУ им. В. И. Вернадского.
2019 г. – участвовал в выставке работ крымских художников творческого объединения «Крымский мост» в КРУНБ им. И. Я. Франко.
2019 г. – персональная выставка «Бахчисарай в творчестве В. М. Келя» в Бахчисарайском историко-культурном и археологическом музее-заповеднике.
Работы Вячеслава Келя находятся в коллекциях Дирекции художественных выставок Казахстана, художественного музея Астаны, художественных музеев Симферополя и Бахчисарая, музеев книги Варшавы и Кракова, Бахчисарайского историко-археологического заповедника, Украинской Академии геральдики, частных коллекциях России, Казахстана, Польши, Югославии, Италии, Германии, Турции, США, Индии, Чехии.
Поиск