X

Поиск

vk 2

odnoklassniki

twitter

twitter

Электронные ресурсы библиотеки

Код для вставки баннера

Виртуальная справка

Доступная среда

Краски и боль

В картинах Виктора Панченко отразились и перипетии трудной личной судьбы, и настроения нашего времени.

Воспринимая искусство и говоря о нем, не нужно торопиться с его пониманием, оно само настигает нас, выбрав для этого время и место.

Выставка Виктора Панченко дистанцирована от легкого общения. Она отнюдь не красноречива, она скорее молчалива. Это давление невысказанности, немоты заставляет вспомнить образы мест, откуда прибыл этот еще малоизвестный у нас художник: пески веков, обглоданные временем руины прошлых цивилизаций…

Как безмолвный крик одиночества, потерянности во времени воспринимается его «Ночной пейзаж», угрюмо спокойны и отрешены предметы в «Натюрморте с белой вазой»… Облик мира, та граница между видимостью и сущностью, которая, как правило, столь приятна, понятна и неопровержима для внешнего зрения, но в глубоком смысле иллюзорна, решительно и бесповоротно перейдена художником. В этих ранних вещах – материя и свет в их первозданной, архетипической форме. Они приобщают нас к реальности мира, оголенного, освобожденного от внешних подробностей, декоративных одежд и украшений, от замутняющей и обесцвечивающей пелены равнодушного поверхностного взгляда. Здесь и грубая глыбистость, и «эмоциональная рельефность» – словно физически ощущаешь и материю вещества, и его обжигающий энергетический заряд. И рядом – «Женский портрет» (из серии «Воспоминания о Ленинграде»): «Вот лицо возникает из кружев, возникает из кружев лицо». Здесь иная живописная ткань, сплетенная из «душевных нитей», ускользающих, тихо мерцающих, переливающихся перламутровым туманом, где свет и материя распылились, взаимно растворились, превратившись в «пространство памяти», в тончайшее поэтическое настроение.

Пластицизм, грубый, весомый, зримый, восходящий к принципу Сезанна, резкий конфликт формы и света, идущий от экспрессионистов, и дематериализованный «цветной туман» Роберта Фалька – диапазон визуальной образности как основа самовыражения современного художника.

И признаться, до конца еще не ясна (впрочем, что такое ясность в искусстве смутного времени?) ситуация новых, «крымских» работ В. Панченко. В поисках новой точки опоры он обращается теперь не к «первоисточникам», классикам, а к своим близким по искусству. «Сон» и еще несколько работ говорят о ностальгическом сходстве некоторых моментов с Рамазаном Усеиновым, известным крымскотатарским художником, с которым его связывает Средняя Азия.

Теперь уже не психологический экстремизм, не крайняя сосредоточенность, зацикленность на одном предмете, а многосложное поэтическое повествование, где художник соединяет и живой рассказ о некоем событии в жизни человека, и экзотику бытовых подробностей, и дух места («колор локаль»), и мелодию, услышанную в цветовых ритмах… Отсюда язык предметов-намеков, символов и знаков, то восходящих, то погружающихся в непроницаемый туман молчания.

Там, где это многоголосие сдержанно, подчинено и скреплено глубоким чувством, где голос, жест и пауза образуют интонационный строй живой взволнованной речи, там В. Панченко остается цельным и глубоким художником-поэтом, обращающим нас в глубины своего внутреннего мира… Некоторые вещи рассказывают о настроении художника («Откровение», «Уставший ангел»), но его сильнейшие работы – это непосредственный прорыв, всплеск, вскрик. Такова его графическая серия «Страсти», где кромешная тьма, подсвеченная багровым инфернальным отблеском, прорезана корявыми письменами – знаками страдания, боли, безнадежного отчаяния…

От «Ночного пейзажа» до этого последнего цикла монотипий можно прочесть путь художника Виктора Панченко, отметив ряд лирических отступлений, своего рода передышек, после которых он снова возвращается к тому, что болит, что беспокоит его всегда.

Рудольф Подуфалый

(Орфография и пунктуация автора сохранены)

Источник:

Подуфалый Р.Т. Краски и боль // Подуфалый Р. Т. Этюды о крымских художниках / Cост. С. А. Глазунова, Г. Т. Подуфалая; авт. послесловия В. Хоришко. – Симферополь:  Н.Орiанда, 2021. – С. 407-408.

 

***
Панченко Виктор Васильевич (1949-2022) родился в Самарканде Узбекской ССР. Окончил отделение живописи Ташкентского художественного училища им. П. Бенькова (1969 г.), затем – Ташкентскую государственную консерваторию по классу дирижирования (1974 г.). Активная выставочная деятельность художника началась в 1980 г. В 1990-е гг. он переехал в Крым.

Работы Виктора Панченко находятся в крупных музеях, в том числе Государственном музее искусств народов Востока в Москве, Музее искусств в Ташкенте, Музее истории, культуры и искусства в Самарканде, Государственном художественном музее в Каунасе, Музее современного искусства в Сеуле, Галерее европейского современного искусства в Праге. Кроме того, его картины хранятся в коллекции, принадлежавшей бывшему президенту Франции Франсуа Миттерану, и собрании экс-премьера Италии Сильвио Берлускони.

Выставки:

1980 г. – персональная выставка во Дворце молодежи в Ташкенте;

1989 г. – персональная выставка в Каунасе;

1990 г. – участие в выставке «Художники Узбекистана» в Сан-Франциско;

1997, 1999 гг. – персональные выставки в Художественном музее Симферополя;

2000 г. – выставка в галерее КЭП в Симферополе;

2003 г. – персональная выставка в Галерее европейского современного искусства в Праге;

2006–2007, 2010 гг. – персональные выставки в галерее «Зеленая Пирамида» в Севастополе;

2011 г. – выставка «Традиции и современность» в Центральном выставочном зале «Манеж» в Москве;

2011 г. – выставка «Крымские каникулы» в галерее «Совком» в Москве;

2012 г. – выставка «Солнечный свет» в ЦДХ.

2015 г. – персональная выставка «Sotto voce» в Доме художника в Симферополе;

2020 г. – участие в групповой выставке «Февральские окна» творческого объединения «Крымский мост», проходившей в  ГБУК РК «Крымская республиканская универсальная научная библиотека им. И. Я. Франко».

Поделись с друзьями

Другие записи из этой категории