X

Поиск

vk 2

odnoklassniki

twitter

twitter

Электронные ресурсы библиотеки

Код для вставки баннера

Виртуальная справка

Доступная среда

«КРЫМСКИЙ СТИЛЬ» РУСТЕМА СКИБИНА

Однажды по телевизору маленький Рустем увидел процесс создания стеклянных изделий. Искусство, творимое стеклодувами, произвело на мальчика неизгладимое впечатление. Однако жизнь свою он связал с менее хрупким материалом – глиной.
<…> Первые попытки создания керамических изделий, многочисленные эксперименты с материалом, формой, цветом, неудовлетворенность собственной работой и долгожданный успех. Мастер прошел все этапы творческой деятельности. Но любое дело сопряжено с определенными трудностями. Плодотворно работать, находясь в замкнутом пространстве мастерской, невозможно – через месяц-два начинаешь вариться в собственном соку. У каждого художника существует свое лекарство от творческого ступора. Рустем время от времени «уходит в народ»: в поисках материала организовывает небольшие исследовательские экспедиции по селам и провинциальным городам Крыма, где еще живы традиции прошлого. Старожилы рассказывают о быте крымских татар, растолковывают символику рисунков.
Помимо знаний, в поездках гончар приобретает и материальные вещи: древние кувшины, вазы, горшки. После экспедиций у мастера собралась мини-коллекция предметов старины.
На протяжении 15 лет Рустем воссоздает вещи XVII–XX веков: керамические панно, сосуды различной формы, светильники кандиль. Но больше всего ему нравится делать орнаментальные блюда.
<…> Сейчас художник украшает орнаментом не только сувенирные блюда, но и обычные кувшины, горшки, хотя в прошлом такое не было принято.
<…> Помимо прочего, Рустем делает и музыкальные инструменты: думбелеки – керамические барабаны, обтянутые козьей кожей (в Средней Азии и Турции использовалась рыбья), давулы и бубны даре.
<…> Изначально думбелек был военным инструментом и использовался как азбука Морзе для передачи информации на расстояние. Давулы выполняли функцию психологического оружия: устрашающе воздействовали на противника и поднимали боевой дух крымских татар. Но потом эти инструменты стали использоваться в мирной жизни.
Чтобы научиться делать инструменты, Рустем долгое время собирал письменные источники и старинные гравюры. Изучал аналогичные барабаны других народов.
<…> Нередко инструменты у Скибина приобретают профессиональные музыканты. Так, один из барабанов купил Рустем Бари – ударник, играющий в группе знаменитого Дидюли.
Пробовал керамист делать и другие музыкальные инструменты, но эти эксперименты быстро прекратились.
<…> В небольшой, но уютной мастерской «Чатыр-Даг» над столами склонили головы девушки: одна выводит узоры, вторая вышивает. На широкой тахте стоят незаконченные кувшины, на стенах развешаны фотографии с выставок и тарелки, украшенные орнаментом.
<…> Крымскотатарские умельцы объединились около трех лет назад. Оно и понятно: вместе легче преодолевать трудности, которых всегда хватает, проще реализовывать креативные программы и устраивать экспозиции. В состав творческого объединения входит около 20 ремесленников, которые сегодня в рамках проекта «Крымский стиль» под руководством Мамута Чурлу возрождают традиции прошлого.
Одной из основных проблем мастеров остается финансовая. Но в последнее время появились меценаты, которым небезразлично искусство своего народа. Они помогают организовывать выставки, и то, что недавно казалось несбыточными мечтами, становится реальностью.
<…> В «Чатыр-Даге» представлено несколько направлений прикладного искусства: вышивка, ювелирное дело, чеканка, резьба по дереву, керамика, ковроткачество, роспись, а также графика и этнический дизайн. Сейчас многие старинные профессии незаслуженно забыты, например пуговичника.
<…> В Бахчисарае Рустем с коллегами уже два года преподают детям по выходным <…>
<…> Некоторые ученики уже достигли определенного уровня и наравне с педагогами принимают участие в выставках.
<…> Вещи, сделанные руками народных мастеров, сейчас практически не используются в быту, ведь есть обычная посуда, которую можно приобрести на любом рынке. Авторские изделия все чаще приобретаются в качестве сувениров. Хорошие деньги за профессионально сделанные вещи готовы выложить коллекционеры. Правда, как утверждает Скибин, в Крыму их пока не очень много. Ценители прекрасного в основном обитают в больших городах: Киеве, Москве, Санкт-Петербурге.
Российские покупатели только начинают открывать для себя крымскотатарскую культуру. Не так давно наши мастера экспонировались в Москве, и столичные жители очень хорошо приняли крымских гостей. Аналогичная выставка прошла и в Варшаве. Но если поездки за границу пока случаются не часто, то по украинской земле ремесленники путешествуют весьма активно. Члены «Чатыр-Дага» принимали участие в фестивалях «Країна мрій» и в Музее народной архитектуры и быта Украины «Пирогово». Выставки также проходили в Мариуполе, Донецке, Львове, Киеве. <…>
Источник: Королева Е. Не боги горшки обжигают, или «Крымский стиль» Рустема Скибина / Е. Королева // Крымское время. – 2008. – 3 апр. (№ 36). – С. 21.

Справка

Рустем Скибин родился в 1976 г. в г. Самарканде Узбекской ССР.
В 1996 г. – окончил Самаркандское училище искусств им. А. Абдурасулова. Специальность – «художник-педагог». В том же году переехал в Крым.
С 1996 по 2000 гг. – работал главным художником на керамическом предприятии «Таврика» (г. Симферополь).
В 2000 г. – организовал студию «El-Cheber».
В 2015 г. студия «El-Cheber» была зарегистрирована как общественная организация.
Создал свой стиль полихромной росписи керамических изделий в рамках традиционной культуры крымских татар. В совершенстве овладел методом создания орнаментальных структур и создал серию уникальных блюд с изысканными каллиграфическими композициями.
Участник многочисленных региональных и международных выставок.
Участник проекта «Крымский стиль».

Поделись с друзьями

Другие записи из этой категории