На качество выставки влияет идея, автор-вдохновитель, команда, место проведения и время для подготовки. Выставка «18 мая 1944–2019» готовилась два года, что, разумеется, положительно отразилось на продуманности и воплощении творческого замысла. Точка отсчета для художественного проекта – выселение крымских татар из Крыма 18 мая 1944 года. Трагедия пережитой репрессии повлияла на то, что говорят участники выставки и какими художественными средствами.
«Выставка в библиотеке Франко, в частности, о памяти: моей семьи, крымских татар, зрителей. Важно говорить о трагедии художественным языком, тогда это врезается в память и в обстоятельствах приверженности зашоренной точке зрения расширяет фокус», – говорит куратор проекта Шевкет Кешфидинов.
Экспозиция читается как сводный текст, содержащий отдельные, частные истории. На примере типичной крымскотатарской семьи проект отсылает к трагедии 18 мая 1944 года и преодолению по сегодняшний день крымскими татарами последствий преступного выселения, а также рассказывает о короткой жизни директора Симферопольского художественного училища им. Н. С. Самокиша Эннана Алимова.
Инсталляции, графику, акварель Кешфидинова дополнили коллажные панно Венеры Курмаевой и учеников школы «Ступени», живопись Анастасии Зинченко, фотографии Ольги Мурзаевой. В оформлении проекта участвовала дизайнер Наталья Сальцова. Большинство произведений представили впервые.
Пролог выставки – семь коллажей художницы и дизайнера из Севастополя Венеры Курмаевой. Автор задает тон, отражает посыл проекта «выставки-антигеноцид» и дает зрителю почувствовать силу трагедии одного народа не на событийном, а на философском уровне, используя при этом традиционную вышивку.
Курмаева лаконичными средствами рассуждает о том, как на Крыме отразилось выселение его коренных жителей. Рассматривая коллажные панно, проникаешься мыслью художника, что народ менялся, что Родина без народа менялась, сама земля меняла цвет, менялись оставшиеся соседи крымских татар… Вдумчивый художник Венера Курмаева смотрит на трагедию 18 мая не только как трагедию личную, но и как на события с точки зрения «высоты веков».
Чтобы художественными средствами перенести зрителя в довоенный Крым, познакомить с людьми, жившими в то время, на главной стене выставочного зала собраны фотокарточки из семейного архива Шевкета Кешфидинова, фотографии и видео киевского автора Ольги Мурзаевой. Экспозиционный ряд дополняют акварели Кешфидинова, служащие здесь больше объектом интерьера, а не отдельным художественным произведением.
В графическом триптихе «18 мая 1944–2019» тема фрагментарности памяти раскрывается в комбинации нескольких образных слоев. Автор, Шевкет Кешфидинов, так характеризует работу: «Выкрученный канат в мужских руках символизирует народ, волей тирана прошедший ад выселения. На второй части изображен профиль кричащего человека. Это я. Мое отношение к 18 мая 1944. Зная, что ничего не изменить, слыша, как до сих пор звучат обвинения в предательстве, это реакция на продолжающуюся несправедливость. Тюльпаны в заключительной части триптиха – надежда на сохранение единства нации. Здесь уже полностью раскрывшиеся цветы, это символ поколения, которое десятилетиями боролось за выживание и возвращение на Родину. Это о наших родителях. Бутоны тюльпанов рядом – это мои современники, молодое поколение, на котором ответственность за возрождение. Сквозь прожженные в работах дыры прорываются газетные вырезки. Это напоминание зрителю о том, какое влияние на умы имеют средства массовой информации, отражающие и трагедию выселения 1944 года».
Благодаря живописным произведениям Анастасии Зинченко воспоминания о писателе и художнике Эннане Алимове (1912–1941) стали предметом публичного созерцания. Изображение на холсте не претендует быть документом, но остается свидетельством. Работы «Эннан Алимов. Художник, писатель, директор Симферопольского художественного училища» (2019) и «Горлица машет крылом» (2019) роднит с полотнами мастеров прошлого продуманная философия, четкая обрисовка фигуры и красота в линиях контура. В обеих картинах определяющую роль играет белый цвет, подчеркивающий одухотворенность и чистоту главных героев. Портрет Алимова выстроен на созвучии с его единственным сохранившимся рассказом «Горлица машет крылом», трогательность сюжета которого отмечает каждый читатель.
Второй холст посвящен Эмине Смедляевой, возлюбленной Эннана Алимова. Работу назвали в честь рассказа, поместив птицу в верхний левый угол. В работе «Горлица машет крылом» Зинченко выходит за пределы реалистического изображения, стремится запечатлеть душевное состояние и показать тяжесть прожитой жизни. В работе дана фронтальная, приподнятая точка зрения, главные фигуры размещаются в центре композиции. Повествовательные подробности уступают место связи между искрящейся молодостью и утомленной, благостной старостью. Мужская пара обуви на первом плане – отсылка к воспоминаниям об Эннане Алимове. Не приди война, Эмине и Эннан стали бы мужем и женой. К этому готовилась семья художника, возглавляющего с 1938 года и вплоть до ухода на фронт Симферопольское художественное училище им. Н. С. Самокиша. Много лет спустя Эмине Смедляева вспоминала Эннана Алимова: «Когда он шагал по коридору училища, первое, что бросалось в глаза, – начищенная до блеска обувь. Он всегда удивлял элегантностью». Мягкие неконтрастные гармонии, скрывающие трагичность судьбы героини, проникают в зрителя гораздо глубже, подай автор замысел картины через открытый конфликт.
«Разорванная нить культуры» (2019) – инсталляция, состоящая из побеленного листа ДВП на подставке, на котором закреплены подобия мужских солдатских рубашек со связанными рукавами и женское головное покрывало (марама). Рядом на мольбертах выставлены семь чистых холстов разных форматов, из глубины которых выглядывает холст, где карандашом набросан портрет художника и писателя Эннана Алимова. В стеклянной витрине за мольбертами вперемежку незаполненные нотные тетради, листы, альбомы. Работа хранит ответ: «Почему мужчины не защитили культуру, родину, семью 18 мая 1944 года? Мужчин не было рядом, мужчины воевали на фронте». По степени производимого впечатления инсталляция сопоставима с работами художника из Грозного Айслана Гайсумова, чьи расстрелянные «Номера» показывали в 2015 году на Триеннале российского современного искусства. С помощью QR-кода зритель знакомится с «Рассказом» – автор текста и инсталляции Шевкет Кешфидинов стремится не к политическому манифесту, а стремится показать, что искусство как и народ выживает в любых условиях.
Экспозиционный ряд дополнен книжной выставкой, сформированной Республиканской крымскотатарской библиотекой им. И. Гаспринского. Искусствовед Эльмира Черкезова и музей Крымского художественного училища им. Н. С. Самокиша предоставили справки о назначении Эннана Алимова директором училища, редкие фотографии.
В соседней витрине представлены документы, воинские звания и фотографии другого героя выставки – сержанта Кешфединова Шевкета. Ему посвящена инсталляция «Портрет деда, портрет матери, автопортрет» (2019). Произведение стремится соединить поколения. Портреты составлены из объектов, которыми пользовались герои инсталляции. Через наградные листы, шахматы, деревянную палку, предметы одежды, «тачку-кравчучку», пакет с жареными семечками, афиши, книги раскрывается характер и жизнь. «Вопросы вызывает пучок морковки в автопортрете, – улыбается автор инсталляции Шевкет Кешфидинов. – Мы с мамой, переехав в Крым, заработали первые деньги, торгуя морковкой. Я об этом помню, но для меня важно, что я не только торговал, но и благодаря семье получил высшее образование. Затем пришел к тем художественным выставкам, афиши которых – часть инсталляции, и к двум книгам, вышедшим в свет в 2013 и 2017 годах». Часть «Автопортрета» – коллаж из билетов, собранный за время работы над проектом. Последний наклеенный билет датируется 16 мая 2019 года – день вернисажа.
Попытки проанализировать художественными средствами ход жизни постоянно проводятся в современном искусстве. Инсталляция «Портрет деда, портрет матери, автопортрет» удивительно созвучна с инсталляцией Энни Леннокс «Теперь я тебя отпущу…» в MASS MoCA. В работе шотландской певицы артефакты, частично похороненные в земляном кургане или частично выкопанные, сыграли роль в жизни Леннокс и отражают ее судьбу.
Связующее звено выставки – железная дорога, сквозь которую пробивается трава, символизирующая выстоявший народ, и парящий отрез белой ткани как символ вечной скорби.
Проект «18 мая 1944–2019. Способ изменения» посмотрели 1336 человек. На выставку, по мнению сотрудников отдела документов по искусству, зритель приходил целенаправленно и восхищался не просто красотой, а осмысленным содержанием. Куратор выставки предложил каждому зрителю оставить свои впечатления в фотокартине Ольги Мурзаевой «Танец». Таким образом, в процессе работы выставки зрители и художники совместно создают новое произведение искусства. Статистика говорит о выставке как о самом посещаемом художественном событии весны–лета в Крыму.
Шевкет Кешфидинов