«КРЫМСКИЙ СТИЛЬ» РУСТЕМА СКИБИНА
26 февраля 2022, 17:13
Однажды по телевизору маленький Рустем увидел процесс создания стеклянных изделий. Искусство, творимое стеклодувами, произвело на мальчика неизгладимое впечатление. Однако жизнь свою он связал с менее хрупким материалом – глиной.
<…> Первые попытки создания керамических изделий, многочисленные эксперименты с материалом, формой, цветом, неудовлетворенность собственной работой и долгожданный успех. Мастер прошел все этапы творческой деятельности. Но любое дело сопряжено с определенными трудностями. Плодотворно работать, находясь в замкнутом пространстве мастерской, невозможно – через месяц-два начинаешь вариться в собственном соку. У каждого художника существует свое лекарство от творческого ступора. Рустем время от времени «уходит в народ»: в поисках материала организовывает небольшие исследовательские экспедиции по селам и провинциальным городам Крыма, где еще живы традиции прошлого. Старожилы рассказывают о быте крымских татар, растолковывают символику рисунков.
Помимо знаний, в поездках гончар приобретает и материальные вещи: древние кувшины, вазы, горшки. После экспедиций у мастера собралась мини-коллекция предметов старины.
На протяжении 15 лет Рустем воссоздает вещи XVII–XX веков: керамические панно, сосуды различной формы, светильники кандиль. Но больше всего ему нравится делать орнаментальные блюда.
<…> Сейчас художник украшает орнаментом не только сувенирные блюда, но и обычные кувшины, горшки, хотя в прошлом такое не было принято.
<…> Помимо прочего, Рустем делает и музыкальные инструменты: думбелеки – керамические барабаны, обтянутые козьей кожей (в Средней Азии и Турции использовалась рыбья), давулы и бубны даре.
<…> Изначально думбелек был военным инструментом и использовался как азбука Морзе для передачи информации на расстояние. Давулы выполняли функцию психологического оружия: устрашающе воздействовали на противника и поднимали боевой дух крымских татар. Но потом эти инструменты стали использоваться в мирной жизни.
Чтобы научиться делать инструменты, Рустем долгое время собирал письменные источники и старинные гравюры. Изучал аналогичные барабаны других народов.
<…> Нередко инструменты у Скибина приобретают профессиональные музыканты. Так, один из барабанов купил Рустем Бари – ударник, играющий в группе знаменитого Дидюли.
Пробовал керамист делать и другие музыкальные инструменты, но эти эксперименты быстро прекратились.
<…> В небольшой, но уютной мастерской «Чатыр-Даг» над столами склонили головы девушки: одна выводит узоры, вторая вышивает. На широкой тахте стоят незаконченные кувшины, на стенах развешаны фотографии с выставок и тарелки, украшенные орнаментом.
<…> Крымскотатарские умельцы объединились около трех лет назад. Оно и понятно: вместе легче преодолевать трудности, которых всегда хватает, проще реализовывать креативные программы и устраивать экспозиции. В состав творческого объединения входит около 20 ремесленников, которые сегодня в рамках проекта «Крымский стиль» под руководством Мамута Чурлу возрождают традиции прошлого.
Одной из основных проблем мастеров остается финансовая. Но в последнее время появились меценаты, которым небезразлично искусство своего народа. Они помогают организовывать выставки, и то, что недавно казалось несбыточными мечтами, становится реальностью.
<…> В «Чатыр-Даге» представлено несколько направлений прикладного искусства: вышивка, ювелирное дело, чеканка, резьба по дереву, керамика, ковроткачество, роспись, а также графика и этнический дизайн. Сейчас многие старинные профессии незаслуженно забыты, например пуговичника.
<…> В Бахчисарае Рустем с коллегами уже два года преподают детям по выходным <…>
<…> Некоторые ученики уже достигли определенного уровня и наравне с педагогами принимают участие в выставках.
<…> Вещи, сделанные руками народных мастеров, сейчас практически не используются в быту, ведь есть обычная посуда, которую можно приобрести на любом рынке. Авторские изделия все чаще приобретаются в качестве сувениров. Хорошие деньги за профессионально сделанные вещи готовы выложить коллекционеры. Правда, как утверждает Скибин, в Крыму их пока не очень много. Ценители прекрасного в основном обитают в больших городах: Киеве, Москве, Санкт-Петербурге.
Российские покупатели только начинают открывать для себя крымскотатарскую культуру. Не так давно наши мастера экспонировались в Москве, и столичные жители очень хорошо приняли крымских гостей. Аналогичная выставка прошла и в Варшаве. Но если поездки за границу пока случаются не часто, то по украинской земле ремесленники путешествуют весьма активно. Члены «Чатыр-Дага» принимали участие в фестивалях «Країна мрій» и в Музее народной архитектуры и быта Украины «Пирогово». Выставки также проходили в Мариуполе, Донецке, Львове, Киеве. <…>
Источник: Королева Е. Не боги горшки обжигают, или «Крымский стиль» Рустема Скибина / Е. Королева // Крымское время. – 2008. – 3 апр. (№ 36). – С. 21.
Справка
Рустем Скибин родился в 1976 г. в г. Самарканде Узбекской ССР.
В 1996 г. – окончил Самаркандское училище искусств им. А. Абдурасулова. Специальность – «художник-педагог». В том же году переехал в Крым.
С 1996 по 2000 гг. – работал главным художником на керамическом предприятии «Таврика» (г. Симферополь).
В 2000 г. – организовал студию «El-Cheber».
В 2015 г. студия «El-Cheber» была зарегистрирована как общественная организация.
Создал свой стиль полихромной росписи керамических изделий в рамках традиционной культуры крымских татар. В совершенстве овладел методом создания орнаментальных структур и создал серию уникальных блюд с изысканными каллиграфическими композициями.
Участник многочисленных региональных и международных выставок.
Участник проекта «Крымский стиль».
Поиск