Ощущение солнечности Крыма

Ее цветы, фрукты, овощи, умело скомпонованные в натюрмортах и больших живописных панно, не превращаются в красивый орнамент, они сохраняют свою живость и благоухание. Отталкиваясь от живых, естественных форм, свободно предаваясь богатой фантазии, она стремится ярче выявить особенности каждого цветка.

«…» Уже в первых своих работах Александра Сырбу отошла от традиционного натюрморта, где каждому предмету отведено строго определенное место и все подчинено законам построения станковой картины.
Она стремилась подчиняться лишь своему творческому воображению, внутреннему видению. И простые цветы, которые так часто пишет художница, как в волшебной сказке, вдруг пышно расцветают, приобретают удивительные по своим очертаниям формы. Они занимают всю плоскость холста, не вмещаются в пространство, ограниченное рамой, как бы выходя за ее пределы. Эта острота композиции придает особую живость ее работам «Тюльпаны» (1999 г.), «Нарциссы» (2002 г.), «Хризантемы» (2006 г.).

«…» Александра много работает над созданием больших живописных панно, в которых все подчинено выразительному ритму.

Из любимых ею зимних ирисов, растущих всю зиму в ее саду, она с особой трепетностью создает красивые вариации, где нежные и хрупкие цветы становятся еще более утонченными и изысканными, «Нежность» (2002 г.), «Ирисы» (2002 г.), «Ирисы» (2006 г.).

В «Ирисах» (2006 г.) тонкие стебли и изрезанные лепестки цветов, переплетаясь с красиво изогнутыми длинными листьями, превращаются в сплошной ковер. Такая легкая игривость всего момента дополняется тонким сочетанием бирюзовых, нежно-голубых, изумрудных, светло-зеленых и охристо-желтых тонов.

Иной ритмический строй в «Магнолиях» (2006 г.), где все более строго и конструктивно. Прочные темные ветки и плотные листья создают сложный узор, в который, как мощные аккорды, включаются крупные цветки белой магнолии. Под кистью мастера, подчиняясь динамичному ритму всего полотна, цветы теряют свою правильную окружность и приобретают индивидуальные сложные очертания, под стать всему композиционному решению. Несмотря на то, что Александра большое внимание уделяет композиционному и ритмическому построению своих работ, все же главным выразительным средством в них является цвет. Как смело голубой цвет «разыгран» в ее белых магнолиях, которые как бы впитали в себя отблески голубого неба и сами стали излучать свет.

Александра Сырбу – ялтинская художница, окончившая в 1998 году Крымское художественное училище им. Самокиша. Впервые свои работы она показала в 1999 году на выставке женщин-художников Ялты в Ливадийском дворце-музее и сразу заявила о себе как яркий живописец.

Сейчас Александра – не только постоянный участник всех городских и многих областных выставок. Работы ее находятся в частных коллекциях Крыма, Украины, России, Франции, Англии. Но главное, что за 9 лет творческой деятельности она смогла найти свой индивидуальный почерк.

Александра росла в семье военного летчика. Почти каждые два года семья меняла местожительство, и перед глазами восприимчивой девочки появлялись то цветущая Украина, то суровый Урал; строгий Дальний Восток сменялся экзотической Монголией. Она начала учиться в Украине, а окончила школу в Германии. Этот живой «калейдоскоп» различных мест, ландшафтов, архитектурных форм и особенностей быта развивал остроту восприятия впечатлительной девочки, творческое воображение, фантазию. В условиях военных городков – гарнизонов, где обычно приходилось жить семье, художественных школ не было, но Александра с увлечением занималась в художественных кружках. Когда в 1993 году семья переехала в Ялту, Саша не задумываясь определила свой жизненный путь и поступила в Симферопольское художественное училище им. Самокиша. Она училась на оформительском отделении училища, и навыки, полученные ею в учебе, помогают ей сейчас умело обобщить предмет, ввести декоративное начало в натюрморт либо живописное панно, легкой стилизацией подчеркнуть своеобразие форм живой природы.

Художница по-разному подходит к цветовому решению своих работ, будь то пейзаж, натюрморт или живописное панно. Иногда она строит все на цветовых контрастах, как в звонком и веселом панно «Маки» (2006 г.). Алые цветы буквально «загораются» на фоне зеленой травы, а крупные листья подсолнуха, специально написанные художницей в холодных бирюзово-синих тонах, подчеркивают звучность их «шапок» с золотистыми лепестками, вобравшими в себя солнечное тепло. Цветовые контрасты спелых красных арбузов, лежащих на светло-зеленой скатерти, и желтых дынь на голубой тарелке подчеркивают их мягкость и сочность.

Александра прекрасно решает и более сложные колористические задачи: написать белое на белом и красное на красном. Сколько света, воздуха в ее «Весенних белых цветах» (2002 г.), стоящих на столе, покрытом белой скатертью! А спелые красные арбузы на узорчатой узбекской ткани написаны так, что чувствуется и сочность арбузов, и мягкость декоративной материи («Арбузы», 2006 г.).

Порой поражают своей смелостью непривычные для глаза цветовые сочетания, благодаря которым художница достигает особой выразительности: красные пышные «Пионы» (2006 г.) кажутся особенно торжественными на ярком кобальтово-синем фоне, а оранжевые апельсины становятся еще более звучными на красной скатерти («Апельсины», 2006 г.).

Для Александры Крым – это свет и солнце. В ее «Ялтинской улице» (2002 г.) – только небольшой кусочек неба, а дома, освещенные солнцем, и цветущие весенние деревья – превращаются в движение теплого воздуха, пронизанного солнечным светом. Так приятно погрузиться в это тепло, почувствовать аромат цветов. В одной из «…» своих работ – панно «Солнечный виноград» (2006 г.) – только ритмом чередования крупных цветовых пятен золотистой осенней листвы и холодного узора гроздей винограда с удлиненными сочными ягодами – она смогла прекрасно передать ощущение солнечного Крыма.

Пальчикова А. Ощущение солнечности Крыма / Аза Пальчикова // Крымская ривьера. – 2007. – декабрь–январь (№ 26). – С. 126–131.

Орфография и пунктуация автора сохранены

Справка

Сырбу Александра Николаевна – современная художница, дизайнер.

Александра родилась 31 июля 1975 года в городе Хабаровск. В 1998 году окончила оформительское отделение Крымского художественного училища имени Н. С. Самокиша. Впервые свои работы она показала в 1999 году на выставке женщин художников Ялты, которая проходила в Ливадийском дворце музее, и сразу заявила о себе как яркий живописец. Работает в жанрах – натюрморт, портрет.

Александра Сырбу постоянный участник многочисленных художественных выставок, конкурсов, пленэров, творческих акций, проведенных в Крыму, России, Украине и за рубежом. Работы художницы находятся в коллекции Ливадийского дворца-музея, в частных коллекциях Крыма, России, Франции, Великобритании.

С 2012 по 2024 год – участница различных проектов в Центральной библиотеке Республики Крым.

Прокрутить вверх