Волшебный край, очей отрада…
˂…˃ Михаил Жаров – один из самых ярких молодых крымских художников.
˂…˃ В центральном зале старинного особняка – «дома со львами» темно даже днем. Рассмотреть картины можно только при свете ламп. Когда же переключатель щелкнул, мне показалось, вспыхнули не только электрические лампочки. «Заполыхали» и картины. Яркие, жизнеутверждающие краски заметно прибавили настроения. «Вы постоянно используете такую палитру?» – поинтересовалась у художника.
– Да. Мне нравится писать сочно, ярко, звонко! Чтобы краски аж выплескивались! – ответил Михаил Жаров. – Возможно, сказывается влияние крымской школы живописи. Но как бы там ни было, я тоже вижу Крым ярким, солнечным, экспрессивным.
Севастополь, Судак, Бахчисарай, Гурзуф, окрестности Симферополя, Тарханкут… Рассматриваю знакомые очертания мыса. Внешнее сходство безусловное. Но вот краски – сиреневые и желтые. Они более естественны для Коктебеля.
– Действительно, на Тарханкуте другой колорит. До Атлеша, что на картине, мы добирались долго и тяжело. Но увиденное вознаградило за трудности. Места впечатляющие. А работа почему-то получалась скучной. Я долго ее писал, даже хотел оставить. Потом вновь вернулся к ней, но с другой палитрой. И картина преобразилась! Играют краски и на полотне с горными виноградниками в районе Ай-Петри.
Дыхание осени и дуновение ветра. Солнечные блики на листьях, примеривших последний, самый пышный наряд. Восхищение автора. Все это удалось передать молодому художнику. Восторженным настроением пронизаны и остальные пейзажи.
– Наша природа вдохновит любого. Тем более художника. Крым – полуостров сокровищ. Речь не о драгоценностях. Наше богатство – горы, лес, море.
Виды Крыма чередуются на выставке с портретами. Молодой автор впервые демонстрирует их публике.
– Портреты люблю. Хотя это очень сложный жанр. Маслом пока не пишу, а вот в графике работаю. Это так называемый быстрый портрет. Рисунок. Убиваю сразу двух зайцев – портрет не забываю и графику не оставляю. Рисую каждый день. Для любого художника, чтобы не растерять необходимые навыки, графика очень важна. Пробую силы в авангарде, но не выставляю. Пишу «для себя». Философские мотивы в творчестве не очень приветствую. Не хочется, чтобы зрители задумывались над моими работами. Задумываются пусть над жизнью. Для меня важны эмоции, впечатления. Настроение. Чтобы зритель остановился возле картины и вспомнил: я здесь был! Или посетовал: а здесь я не был!
Представленные на выставке произведения не отражают в полной мере творческий диапазон художника. С одной стороны, автор не стремился к этому. С другой – зал не позволяет выставить много полотен. Тем более, признается Михаил, ему нравится монументальные композиции. Над одной работает уже три года. Вообще он много трудится. И не потому, что постоянные заказы. Творческая натура требует.
– Не могу сидеть без дела – начинается депрессия. При этом не обязательно писать что-то серьезное. Достаточно взять в руки карандаш и рисовать обычные кружочки и квадратики. Но я не сторонник работы «на автомате». Постоянно писать нельзя. От живописи тоже нужно отдыхать.
Одним художникам помогает творить музыка. Другие предпочитают тишину. Михаил любит слушать аудиокниги. «Ваше внимание при этом не рассеивается? – поинтересовалась я. – И чтение, даже пассивное, и живопись требуют сосредоточения».
– Конечно, есть вещи, которые необходимо писать в полной тишине, чтобы ничто не отвлекало. И то, это только начальный и конечный этапы работы. А в основном руки уже сами знают, куда вести кисть. Раньше я вообще писал быстро, свободно и легко. Особенно в студенческие годы. А сейчас мне знакомы муки творчества. Стал задумываться над тем, что делаю. Когда творишь, разум надо отключать! А включать лишь тогда, когда начинаешь работу и когда ее заканчиваешь.
Михаил Жаров – выпускник Национальной академии изобразительного искусства и архитектуры, куда поступил после учебы в Крымском художественном училище имени Н.Самокиша.
– Рисую с детства. И другого пути для себя не представлял. Я рад, что занимаюсь тем, о чем мечтал. Иду маленькими шажочками куда-то. Художники говорят, что куда-то иду! ˂…˃.
Е. Шастун
(Орфография и пунктуация автора сохранены)
Источник:
Шастун Е. Волшебный край, очей отрада… / Е. Шастун
// Крымские известия. – 2011. – № 36. – C. 8.
Справка
Жаров Михаил Вячеславович родился 15 июля 1974 года в городе Севастополе. В 1995 году поступил в Крымское художественное училище им. Н. С. Самокиша, пройдя полный курс под руководством художника и педагога Вероники Шевчук.
В 2006 году окончил Национальную Академию изобразительного искусства и архитектуры в городе Киеве (мастерская В. И. Гурина).
Свою выставочную деятельность начал, будучи студентом училища, и продолжает ее по настоящее время.
Член Союза художников Украины с 2008 года и Союза художников России с 2014 года.
Постоянный творческий поиск и работа над собой являются главными составляющими жизненного пути художника.
Работы Михаила Жарова периодически экспонируются в библиотеке им. И. Я. Франко, радуя посетителей своим ярким, солнечным колоритом.
В 2024 году художник участвовал во второй выставке работ преподавателей Крымского художественного училища им. Н. С. Самокиша, экспонировавшейся в Центральной библиотеке Республики Крым.