«Класс!» – говорим мы часто, встречая в повседневной жизни нечто достойное безусловного одобрения. «Классические традиции», – уверенно атрибутируют эксперты современные артефакты, претендующие на уровень произведения искусства. «Вклад в вечность», – вздыхают начинающие художники, оценивая непревзойдённое совершенство прославленных предшественников.
Именно такова – визуально убедительна, интеллектуально насыщенна, гармонична юбилейная выставка выдающегося крымского живописца, заслуженного художника АРК и Украины, лауреата Премии АРК, члена-корреспондента Российской академии художеств Рамазана Усеинова. В экспозицию, развернувшуюся в Мраморном зале Крымской республиканской универсальной научной библиотеки им. И. Я. Франко, вошли более 70 полотен разных лет. Они демонстрируют различные периоды работы мастера, знакомят с главными аспектами его творчества, оригинальными авторскими живописными техниками и жанрами.
Рамазан Усеинов родился в Самарканде, учился в Ташкенте. Серьёзно начал выставляться в Москве, в 1988 году вступил в профессиональный творческий Союз художников СССР. В Крым приехал достаточно зрелым мастером. Но именно здесь, на солнечном полуострове, как у юного Пушкина, раскрылись новые грани таланта одарённого колориста, художника-мыслителя. Сегодня полотна Рамазана Усеинова демонстрируют редкое качество художника – умение трансформировать увиденный мотив окружающей действительности в новые формы, оригинальную композицию, настоящее произведение искусства. Рамазан, богато одарённый колористически, живописен, графичен и строг одновременно. Его живопись подобна то мозаичному панно, то драгоценному золотистому витражу, то семицветным радужным всполохам на фоне последней чёрной тучи уходящей грозы, то сдержанному монохромному гризайлю.
Юбилейная экспозиция креативно многогранна, высокохудожественна и в высшей степени артистична. Здесь представлены тематические композиции («Рождение», «Полёт»), пейзажи, натюрморты и сюжетная урбанистика («Айва у моря», «Судак»). В каждой работе чувствуется зрелость автора – мастерство, стирающее привычные рамки и границы жанров, открывающее неограниченную свободу творчества, позволяющее безошибочно идентифицировать индивидуальный почерк и стиль яркого, сложившегося живописца.
Его полотна завораживают, в буквальном смысле «держат зал». Пройдёмся по вернисажу. Тема жизненного пути, обобщённый образ дороги-жизни, в которых Рамазан Усеинов достигает почти библейских высот, раскрывается в ранних работах «Мастер», «Утомлённая колесница», «Одинокий странник», «Мой дед». Художник размышляет над перипетиями судьбы («Странники»), внемлет красоте природы («Осенний натюрморт»).
Если же обратиться к неисчерпаемой теме женской красоты, то невозможно не разглядеть, что поэтика вечной женственности представлена Рамазаном в образе, далёком от модного идеала «подиумной красотки». Однако духовная и живописная убедительность имиджа его изящных, полных внутреннего достоинства женщин манит и заставляет предпочесть их, таких земных и разных, стереотипу унифицированной «модной картинки» («Художник и модель», «Подруги», «Невеста»).
К слову, по полотнам мастера можно проследить его развитие, движение вперёд. Так, за последние несколько лет он раскрыл широкий спектр своей живописной и концептуальной палитры – от раннего периода «фрактальной живописи» («Садовник», «Колесница», «Бархатный сезон») через актуальную классику (серия полотен «Судак», удостоенная медали РАХ, «Лунный вечер», «Ветка айвы») к глубоко символичным, отчасти даже метафоричным полотнам сегодняшнего дня («Кипарисы», «Ай-Серез. Судак», «Чайки», «Полёт», «Рождение художника»). Их ещё необходимо прочувствовать, осмыслить и сформулировать термин, достойный автора и череды его творений.
Работы юбиляра – не только возможность насладиться его мастерством, но и повод поразмышлять о первостепенности приоритетов творческих и житейских, о соотношении прозаически-буквального и поэтически-возвышенного. О том, насколько непросто живописцам ХХІ века занять и удержать «своё место в рабочем строю».
Когда-то великий художник Валентин Серов поделился сокровенным: «Хочется писать только отрадное». В гармоничных произведениях Рамазана Усеинова отрадное преобладает. Он утверждает, что искусство – это душа художника, а рука помогает мастеру выразить движение его души. Пишет он без устали, считая неутолимое желание работать и работать «совершенно естественной потребностью художника», активно участвует в выставках, получает заслуженные награды и признание.
На торжественное открытие юбилейной экспозиции традиционно собрался «весь Крым»: коллеги и друзья мастера, ученики и выпускники художественной школы, поклонники таланта, музейщики, журналисты.
Бородина Л. Движения души большого мастера / Л. Бородина // Крымские известия. – 2025. – 16 янв. (№ 5). – С. 8.
Орфография и пунктуация автора сохранены
Справка
Рамазан Эннанович Усеинов – Заслуженный художник Украины, Лауреат премии АР Крым, Лауреат премии триенале, преподаватель Симферопольской детской художественной школы, член корреспондент Южного регионального отделения Российской академии художеств.
Родился в 1949 году в Самарканде. Окончил живописное отделение Ташкентского художественного училища им. П. П. Бенькова, которое окончил в 1971 году, вступил в Союз художников СССР в конце 1980-х. Постоянно живет и работает в Крыму с 1993 года.
Творчество мастера отмечено рядом государственных и общественных наград, среди которых Медаль «Достойному» РАХ (2018), Благодарность Министерство культуры Российской Федерации (2021), Почетная грамота Союза художников России (2022) и другие.
Полотна Усеинова находятся в собраниях музеев Москвы, Ташкента, Самарканда, Бухары, Нукуса, Севастополя и Симферополя, а также в частных коллекциях стран Европы, ОАЭ, Азии и Америки. Является активным участником республиканских и международных выставок, всероссийских пленэров.
Участник многочисленных выставок в Центральной библиотеке Республики Крым, в 2024 году – персональная юбилейная выставка, посвященная 75-летнему юбилею мастера.
![](https://franco.crimealib.ru/wp-content/uploads/2025/01/ru_3-300x200.jpg)
![](https://franco.crimealib.ru/wp-content/uploads/2025/01/ru_4-300x200.jpg)
![](https://franco.crimealib.ru/wp-content/uploads/2025/01/ru_9-300x200.jpg)
![](https://franco.crimealib.ru/wp-content/uploads/2025/01/ru_10-300x200.jpg)
![](https://franco.crimealib.ru/wp-content/uploads/2025/01/8-3-300x200.jpg)
![](https://franco.crimealib.ru/wp-content/uploads/2025/01/glavnaya-9-300x200.jpg)
![](https://franco.crimealib.ru/wp-content/uploads/2025/01/ru_2-300x200.jpg)