X

Поиск

vk 2

odnoklassniki

twitter

twitter

Электронные ресурсы библиотеки

Код для вставки баннера

Виртуальная справка

Доступная среда

Современная мозаика Крыма, на примере творчества П.П. Грейсера

Русская культура и искусство многократно исследовались учеными с историко-культурной или искусствоведческой точки зрения, но об изучении мозаичных произведений Крыма и понимании закодированных в них социально-философских смыслов через композиционно-стилистические особенности построения речи практически не происходило.

В системе художественной культуры мозаика, как вид монументального искусства занимает место на стыке материальной и духовной культур. В связи с этим все произведения мозаики обладают двоякой ценностью – материально-практической и информационно-семиотической, которые позволяют исследовать ее как знаковый объект материальной культуры и как своеобразный текст, содержащий в закодированном имманентном виде идеологический, эстетический и другие виды информации.

˂…˃ Мозаика была развита в Древней Греции и Риме, Византии и в культовых сооружениях древнехристианского периода. Наиболее современным этапом развития мозаики, характерным для России и крымского полуострова являются мозаичные композиции советского периода. ˂…˃

Одним из известнейших крымских художников, начавших работу в советский период и продолжающим создавать монументальные композиции сегодня является П. П. Грейсер. Павел Грейсер родился 16 февраля 1942 года в Иркутске. Окончив Крымское художественное училище им. Н. С. Самокиша и Московское высшее художественно-промышленное училище, художник стал одним из самых узнаваемых творцов Крыма. В 1990 году ему было присвоено звание «Заслуженный художник Украины», а спустя 15 лет он стал уже народным художником Украины. Мозаичные панно, которые создает Павел Павлович, популярны в Симферополе, Евпатории, Алуште, Феодосии. Масштабность, необычные цветовые решения, фактура и объем присущие его работам, делают панно по особенному колоритными и запоминающимися. Металл, смальта, дерево и камень в руках умелого мастера преобразуются в уникальные художественные образы стилизованной природы и абстрактных понятий радости, печали, жизни и благополучия.

Еще со студенческих времен П. П. Грейсера привлекало искусство монументально-декоративного профиля. Спустя время его произведения стали неотъемлемой частью декора многих архитектурных сооружений Крыма, России, Украины и Кипра.

Автор создает удивительную монументально-декоративную пластику, которая несет в себе не только эстетическую, но и смысловую нагрузку, тем самым расширяя рамки социального и бытового искусства, одухотворяя его и делая доступным для простого населения. Художник часто обращается к символике и аллегории в своем творчестве, тем самым подчеркивая остроту изображаемых тем.

Основные темы работ П. П. Грейсера стилизованные представления о море, музыке, космическом пространстве и юности, а также понятия красоты, радости и спокойствия. Как в монументальных, так и станковых произведениях Павел Грейсер, практически не использует академизм и реалистичность в передаче натуры и изображаемых образов, он ищет особенные субъективные способы открыть зрителю свои мысли и настроение. Находясь всегда в творческом поиске, автор использует различные материалы и техники, при этом стараясь наиболее точно отобразить характер композиции и подчеркнуть выразительные особенности элементов.

Если рассматривать монументальное искусство П. П. Грейсера на примере его многочисленных мозаик из цветной смальты, то можно заметить, насколько разнообразен художник в области объема, цвета и пространства, компонуя мозаичные панно с выпуклым рельефом, скульптурой или архитектурными сооружениями, украшая государственные здания, детские сады, бассейны и рестораны. В своих красочных мозаиках, таких как «Цветы солнца», «Дыхание космоса», «Птицы рая», «Полимеры» художник раскрывает обыденный мир, как нечто фантастическое и мифическое. Мозаики Павла Грейсера не могут оставить зрителя равнодушным, а их необычайно красочный мир отправит на поиски неожиданной трактовки заложенных смыслов. К примеру, панно на фасаде детского сада «Нептун» 1989 года, можно назвать грамотным и красивым примером мозаики. В композиции как нельзя лучше сочетаются теплые и холодные тона, а лишь в одном цветовом пятне можно насчитать смальту 20 различных оттенков, что делает мозаику сложной, но гармоничной.

Таким образом, произведения этого художника-монументалиста стали неотъемлемой частью декора многочисленных архитектурных сооружений Крыма. Монументально-декоративная пластика, созданная им, несет не только эстетическую, но и смысловую нагрузку, расширяя границы обычного бытового назначения, оживляя архитектурные объекты и придавая им особенную цель. Работы Павла Грейсера являются надеждой на возрождение лучших традиций и благополучия Крыма. ˂…˃

Салата Д. В. Современная мозаика Крыма, на примере творчества П. П. Грейсера [Электронный ресурс] / Д. В. Салата, Е. Н. Алексеева. – Режим доступа:   (дата обращения: 29.08.2024)

Справка:

Павел Грейсер родился 16 февраля 1942 года в Иркутске. В 1963 г. окончил Крымское художественное училище им. Н. С. Самокиша. В 1969 г. окончил Московское высшее художественно-промышленное училище. В 1975 г. стал членом союза художников СССР. В 1990 году ему присвоено звание «Заслуженный художник Украины». В 2006 г. стал народным художником Украины.

Ежегодный участник арт-проекта творческого объединения «Крымский мост».

Поделись с друзьями

Другие записи из этой категории