БЕКИРОВ АЛИ
11 декабря 2015, 14:57
В ЕГО РУКАХ ДЕРЕВО СЛОВНО ПОЕТ
Декоративно-прикладное искусство охватывает сферу, вне которой невозможно представить себе жизнь человека. Каждая вещь – мебель, посуда, одежда, украшения – занимает определенное место не только в среде жизнедеятельности человека, но прежде всего – в его духовном мире. Современное декоративно-прикладное искусство крымских татар живет и развивается на основе духовного наследия старины. И сегодня в связи с актуальностью проблемы сохранения и возрождения традиционных видов народного искусства возникает настоятельная необходимость активной популяризации его среди широких слоев населения с целью заинтересовать и сформировать бережное отношение к национальным истокам и традициям мастеров разных поколений.
В отделе документов по искусству Республиканской библиотеки имени И. Я. Франко выставки графики и декоративно-прикладного искусства – не редкость. Однако редкий художник так много работает, так живо пишет даже и в ранней молодости, как известный и зрелый мастер Али Бекиров. Ударным трудом и персональной выставкой «Лунная ночь в Байдарах» – «Байдардаки айдын гедже» Али Муратович отмечает замечательный юбилей – 70-летие со дня рождения (август 2015). Дополнила экспозицию традиционная для ОДИ подборка литературы: энциклопедии по искусству, альбомы репродукций, методические пособия по освоению навыков живописи маслом, книги из серии «Школа изобразительного искусства».
Выставка демонстрирует многообразие интересов автора, который традиционно представляет разные жанры: станковую живопись, театральные эскизы, предметы декоративно-прикладного искусства, плакат. В экспозицию вошли 44 живописных работы, среди которых произведения конца 90-х годов: «Материнство», «Вышивальщица», «Моя профессия» и совершенно новая работа, давшая название выставке – «Лунная ночь в Байдарах» 2015 года. Особое внимание посетителей привлекает яркая декоративность жанровых полотен последних лет «Отец. Новая семья», «Тюльпан и миндаль», «Золотистые горы», «Четырехглавый». Эмоциональной доминантой и украшением выставки стал ряд произведений декоративно-прикладного искусства, в частности «Алтын бешик – золотая колыбель» – резная колыбель для новорожденного. Название символично – и само человечество, и все искусства когда-то пребывали в колыбели. Потом, вырастая, люди сохраняют об этом времени пусть смутные, но самые нежные воспоминания. «Золотая колыбель» символизирует возрождение народа, его искусства и обычаев, связь поколений и силу народных традиций. «И я, и мои братья, все мы выросли в таких колыбелях, – поведал на вернисаже Али-ага, – они очень удобны и для кормящей матери, и для младенца. Здесь учтены все нужды малыша – он не ушибется, не упадет, не простудится. Кроме того, колыбелька красива и изящна. Обычно мастер, исполняющий такую важную работу, сам подбирал для изготовления специальные породы дерева, в частности – гибкий и прочный фундук. А в резных торцах сделаны специальные «гнездышки для ангелов», которые будут охранять малыша. То есть, колыбель, помимо своего прямого предназначения и красоты, служила еще и оберегом. И в этом я тоже вижу продолжение наших прекрасных традиций».
Родные и друзья называют Али-ага «сыном Байдарской долины», хотя родился он, как и многие его ровесники, в Узбекистане. Детство прошло в многодетной семье в далеком, небогатом селе с драгоценным названием Алмаз. Но, думаю, ни это парадоксальное название, ни другие символические совпадения не привели бы мальчика к творчеству, если б не счастливый случай. В село Алмаз приехал работать настоящий художник. И маленький Али пропал! Целыми днями он следил за работой живописца – как тот наносит на холст предварительный рисунок, как готовит краски, как волшебным образом на белой поверхности расцветает многоцветная картина. Родители и слышать не хотели ни про какие художества, а строгий отец вообще пригрозил жестокой расправой, узнав, что ради «художеств» мальчик забросил школу. Али замкнулся, перестал есть-пить-общаться, затосковал. А бабка-знахарка потихоньку сказала матери, что мальчик, оторванный от самого главного в жизни, погибнет.
О чем советовались между собою родители, которые до этого и слова-то такого «художник» не слыхивали, как решились в конце-концов отпустить мальчика из дома в незнакомый город, можно лишь догадываться. Но только отец самолично доставил сына туда, где «учат на художника» – в Ташкентское художественное училище. Казалось, судьба Али определилась. Впереди были годы учебы, в том числе и в Московском институте полиграфии на отделении графики, и в Наманганском пединституте. Потом – работа в художественно-производственных мастерских худфонда Узбекистана, участие в республиканских и всесоюзных выставках, где Али Бекиров представлял жанр политического плаката. Но перемены в жизни мастера еще не закончились.
В 1992 году, когда он вернулся в Крым, Али-ага было уже под пятьдесят. И еще десять лет ему пришлось работать строителем, жить в общежитии в разлуке с семьей. А у него замечательная семья – любящая преданная жена Зекие, трое детей Абибулла, Гульнара и Рустем. Все эти годы при первой же возможности Али Муратович возвращался к творчеству. Он писал этюды пейзажи и портреты, автопортреты и натюрморты. Вступил в Национальный Союз художников Украины, стал членом Ассоциации крымско-татарских художников, работает художником-постановщиком Крымскотатарского академического музыкально-драматического театра.
В последние годы главным направлением его деятельности стало декоративно-прикладное искусство. Мастер успешно возрождает старинные приемы обработки дерева, недаром ведь его род в старину назывался «копчекчи» (колесник). В течение многих-многих лет мужчины рода занимались изготовлением деревянной утвари, колес для повозок, арб, фаэтонов. Видимо, Али Бекиров унаследовал природный талант своих предков, которые знали о дереве все: как и когда заготавливать материал, какие породы совместимы в одном изделии, какой цвет приобретает правильно выдержанная древесина, какими инструментами ее обрабатывать, как делать колыбельку, гнуть и насаживать колесо. Причем обо всех этих профессиональных тонкостях мастер рассказывает с таким воодушевлением, что кажется, слушаешь занимательную сказочную историю.
Из описанных 72 традиционных ремесел крымских татар возрождены пока 6. Али Бекиров, вне всякого сомнения, стал признанным мастером-«копчекчи» в своей области. Он является одновременно практиком и теоретиком, так как знает не только приемы труда и технологию изготовления изделий, но и все термины, профессиональные обозначения на крымскотатарском языке. Собрал обширный материал, который так и просится в книгу о специфике художественной обработки дерева у крымских татар. Али Муратович подготовил ее рабочий вариант со своими рисунками, рабочими чертежами и пояснительным текстом. И персональная выставка в библиотеке – шаг на пути к осуществлению задуманного.
Екатерина БОРОДИНА
Справка
Али Муратович Бекиров (1945).
График, деревообработчик, театральный художник.
Али Бекиров родился в августе 1945 года в Узбекистане в городе Чуст. Закончил живописное отделение художественного училища имени Бенькова в Ташкенте, позднее получил образование историка. Работал в Наманганской художественно-производственной мастерской. Преподавал в педагогическом училище и по совместительству в высших учебных заведениях. Вел курс начертательной геометрии.
С 1992 года живет и работает в Крыму. Вступил в Национальный Союз художников Украины, стал членом Ассоциации крымско-татарских художников, работает художником-постановщиком Крымскотатарского академического музыкально-драматического театра. В последние годы главным направлением его деятельности стало декоративно-прикладное искусство. Мастер успешно возрождает старинные приемы обработки дерева, собирает теоретический материал для книги.
Али Бекиров – заслуженный художник РК, заслуженный работник культуры Узбекистана. Работы находятся в музеях и частных коллекциях Турции, Румынии, Канады, США, Польши, Узбекистана, Киргизии.
В августе 2015 года в отделе документов по искусству прошла его персональная выставка «Лунная ночь в Байдарах».
Поиск