X

Поиск

vk 2

odnoklassniki

twitter

twitter

Электронные ресурсы библиотеки

Код для вставки баннера

Виртуальная справка

Доступная среда

АЛИЕВ АЙДЕР

АЙДЕР АЛИЕВ – ХУДОЖНИК-УНИВЕРСАЛ

Современность в искусстве – это, по определению, обращение художника в своем творчестве к событиям, очевидцем которых он является, отражение в искусстве «исторического сегодня», неразрывно связанного с прошлым и будущим. Оригинальный, мощный мастер, Айдер Алиев не только творчески связан с прошлым и устремлен в будущее, он и юбилейную экспозицию задумал как многогранный художественный пространственно-временной комплекс. Замечательный скульптор оказался не менее интересным живописцем, графиком и фотохудожником. В экспозиции авторские постеры предваряют графические листы, живопись органично дополняет скульптуру, бронза соседствует с камнем, мрамором и деревом.

Таким образом, согласно закону синтеза искусств – взаимодействия части и целого, сложился художественный образ, созвучный мироощущению человека – современника третьего тысячелетия. Эрудированный, глубоко чувствующий человек, прекрасно образованный скульптор, которому доступно античное понимание гармонии, ренессансный пафос творчества, актуальное для наших дней представление о преимущественной ценности человеческой жизни, Алиев считает своим долгом говорить со зрителем о сложных проблемах, стоящих сегодня перед каждым. О силе, слабости и преодолении, о любви и дружбе, о святости семейного очага и крепости народных традиций, о новых вызовах века.

Культурно-историческая традиция относит скульптуру к монументальному искусству, произведения которого создаются на века. Отсюда – глубина идеи, художественная насыщенность образа, обобщенность форм, лаконизм исполнения. Чтобы дать возможность зрителям познакомиться с наиболее значимыми своими монументальными произведениями, Айдер Алиев представил работы прошлых лет в форматных постерах. Монументальная композиция санатория «Чимион», 1982 – 84 годов, Узбекистан; фрагменты архитектурно-скульптурного комплекса «Возрождение», 2004 год, Симферополь, территория КИПУ; памятник, посвященный Алакатским событиям 2009 года, Алуштинский район, Ускут (Приветное). Сила воздействия этих очень разных объектов в их наглядной весомой убедительности, пропорциональной гармонии, силуэтной выразительности, найденных фактурных особенностях. В скульптурах и архитектурно-пространственных композициях мастеру удается передать не только конкретный, но и отвлеченный, символико-аллегорический образ человека во времени.

Творчество Айдера Алиева монументально по своим формообразующим принципам, и произведения «малых жанров» в этом смысле не отличаются от больших. Даже в графике (“Красные цветы”, “Степь”, “Девушка с кувшином”) и живописи (диптих “Движение формы”, “Путь к вечности”) чувствуется рука скульптора, проглядывает узнаваемый стиль сложившегося мастера. Радостью узнавания веет от известных работ (“Мечта”, “Любитель кофе”, “Возвращение мастера”), не раз украшавших групповые выставки крымских художников. Не меньший интерес представляет скульптурная группа 2011 года – полиптих “Зрители”. Это очень значимая для мастера работа, в которой он воплотил свои раздумья о взаимоотношениях творца и его окружения.

«Зрители» – это мои современники, – поясняет Айдер Энверович. – И главная моя задача как автора этих зрителей заинтересовать, вовлечь в свой мир. Только при таком творческом взаимодействии возможен диалог. Художник ведь не писатель, он не словами выражает свои мысли, а пластическими образами. Мы открываем выставку – со зрителем, первое приветствие обращаем к зрителю, благодаря участию зрителей и возникает та особенная ситуация, атмосфера, которая помогает и зрителю, и мастеру. Как процесс с обратной связью».

Несомненной доминантой юбилейной экспозиции стала монументально-скульптурная композиция «Бутовый рай или компактное проживание» 2012 года. Сам автор считает эту работу серьезной вехой в своем творчестве: «Как автор художественного образа и как думающий человек я пытаюсь зафиксировать в своем творчестве некие значимые феномены бытия, разобраться самому и обратить внимание общества на стоящие перед нами серьезные проблемы. Любая выставка, на мой взгляд, должна быть о чем-то. Ведь пластическое искусство это не только эстетическое наслаждение, это и попытка художника сказать нечто большее о своем отношении к миру. Тему возвращения народа на родную землю не изжить за пару десятилетий. Это знаковое событие. Для многих из нас новая жизнь началась здесь с нуля. И мы, художники, своими средствами, средствами художественно-пластической выразительности должны были отразить этот колоссальный сдвиг, этот переломный момент».

Сила эмоционального воздействия композиции «Бутовый рай» строится на пересечении горизонталей и вертикалей, взаимоконтрастной динамике. Тяжелый ритм масс замысловатых изломанных фигур основы противопоставлен безыскусной инженерной конструкции условно жилых объемов. Статичные монолиты каменных глыб в основании таят в себе скрытое движение, а устремленные ввысь тонкие вертикали строительного сооружения летят вверх, прочь от «бутового рая», но четкий геометрический линейный ритм связывает отдельные фрагменты воедино. Огромную роль играет выбор материала и техника обработки. Мастер виртуозно соединяет в ансамбле камень, металлические конструкции и литой металл. Объективно малое пространство, занимаемое композицией, ширится в сознании скульптора и в глазах зрителей до представления об огромном, сложном, противоречивом, многоступенчатом мире, достигая впечатления образа высокой силы воздействия. Глядя на эту работу, невозможно усомниться в том, что скульптура, осваивая мир в образно-пластической форме, способна воплощать наиболее общие социальные и философские идеи времени. И дарить высокое эстетическое наслаждение.

Екатерина БОРОДИНА

Справка
Айдер Энверович Алиев (1952 год рождения).

Скульптор, график, преподаватель.

Айдер Энверович Алиев. Член НСХУ (1994). Заслуженный художник АРК (2001). Заслуженный художник Украины, лауреат Национальной премии Украины имени Т.Г. Шевченко.
Айдер Алиев родился в 1952 г. в Марийской АССР. Окончил Республиканское художественное училище им. П. Бенькова в Ташкенте в 1972 г., Ташкентский театрально-художественный институт им. А. Н. Островского, отделение монументально-декоративной скульптуры в 1977 г. Живет и работает в Крыму с 1991 года. Основные работы: «Мечта», «Возвращение мастера», «Демерджи», «Движение планет», монументальный комплекс «Возрождение», полиптих «Зрители», скульптурная композиция «Бутовый рай». «Как автор художественного образа и как думающий человек я пытаюсь зафиксировать в своем творчестве некие значимые феномены бытия, разобраться самому и обратить внимание общества на стоящие перед нами серьезные проблемы — обозначает свое творческое кредо автор. — Любая выставка, на мой взгляд, должна быть о чем-то. Ведь пластическое искусство это не только эстетическое наслаждение, это и попытка художника сказать нечто большее о своем отношении к миру».
В отделе документов по искусству принял участие в групповой выставке «Линия и форма» (2012)

Поделись с друзьями

Другие записи из этой категории