X

Поиск

vk 2

odnoklassniki

twitter

twitter

Электронные ресурсы библиотеки

Код для вставки баннера

Виртуальная справка

Доступная среда

Владимир Мочалов

Традиция есть традиция. И если она хорошая, то нельзя не отдать ей положенную дань. Разговор о художнике традиционно принято начинать с обозначения поколения, к которому он принадлежит.

Надо сказать, что это не всегда так просто, как может показаться. Одно дело, если художник, о котором идет речь, прошел достаточно солидный творческий путь, чтобы мы без колебаний причислили его к старшему поколению. Или, наоборот, если он в том приятном возрасте, когда мы вправе отнести его к разряду молодых, начинающих, подающих надежды.

Но бывают и более сложные ситуации, как, например, в данном случае с художником-крокодильцем Владимиром Мочаловым.

Можем ли мы назвать его «начинающим» и «подающим надежды»?

Я бы ответил – нет, потому что период «начинания», который, очевидно, следует отсчитывать с момента появления первого мочаловского рисунка на страницах «Крокодила» в 1973 году, закончился удивительно быстро, и карикатурист-новичок Мочалов за короткий срок стал одним из самых активных сотрудников журнала. А сегодня он – его главный художник и член редакционной коллегии. Вот тебе и начинающий!.. А «подавание надежд» прекратилось само собой в результате появления в «Крокодиле» одного за другим острых и смешных рисунков, незамедлительно эти надежды оправдавших.

Молодой ли он художник? Да, молодой, родился в 1948 году, но по уровню мастерства, степени творческой зрелости может быть отнесен к маститым.

Но если нет полной ясности в определении Владимира Мочалова как «молодого», «начинающего» и «подающего надежды», то мы не ошибемся, сказав, что он – художник талантливый.

При этом мне хочется подчеркнуть, что творчество Мочалова не имеет ничего общего с безжизненной, выхолощенной графической манерой, усвоенной некоторыми молодыми художниками, почему-то считающими признаком «хорошего сатирического тона» подражание не самым лучшим образцам западных «комиксов».

Рисунки Мочалова полнокровны, объемны, пространственны, реалистичны. Тем самым они продолжают и развивают добрые традиции, ведущие свою родословную от истоков советской сатирической графики.

Работы Владимира Мочалова бесконечно далеки от нелепостей так называемого «юмора чудаков» или вымученных «улыбок художника», которыми иные незадачливые карикатуристы стараются рассмешить зрителя-читателя.

Персонажи его карикатур – не схематические, раз навсегда отштампованные маски, а жизненно достоверные люди с выразительными характерами. И изображены они, как правило, в интересных, живых, точно найденных поворотах и ракурсах.

Особо хочется сказать о так называемых «дружеских шаржах» Мочалова. К сожалению, немногие из них вошли в этот сборник, за рамками которого осталось множество великолепных сатирических портретов. Шаржи, выходящие из-под карандаша Мочалова, нарисованы легко, свободно, размашисто, я сказал бы, дерзко и показывают нам человека таким, каким его увидел карикатурист – с безошибочным сходством, усиленным и подчеркнутым веселой и озорной наблюдательностью.

Сатира Владимира Мочалова осмысленна, правдива, публицистически направлена. В этом ее убедительность и доходчивость. И в этом одновременно перспектива ее дальнейшего развития, обогащения знанием жизни, овладения новыми художественными средствами.

Творчество Владимира Мочалова и других серьезных, думающих молодых сатириков убеждает, что советская изобразительная сатира никогда не утратит те свои замечательные гражданственные качества, которые издавна завоевали ей всенародное признание и популярность.

Владимир Мочалов. Мастера советской карикатуры / [вступительная статья: Борис Ефимов]. – Москва : [б. и.], 1987. – [20] л. ил. с.

Орфография и пунктуация автора сохранены.

 Справка

Владимир Мочалов родился 21 мая 1948г. Живет и работает в Москве.

Академик Российской академии художеств (Отделение графики, с 2007г.)

Член Московского Союза художников (1985г.)

Член Творческого союза художников России (1995г.)

Член Союза журналистов России (1981г.)

Главный художник журнала «Крокодил» в течение почти 20 лет его существования. В разные годы сотрудничал как художник в различных периодических изданиях: «Юность», «Известия», «Московская правда», «Новое русское слово», «Политический журнал», «Сельская молодежь».

Автор рисунков для журналов «Тайм», «Ньюсуик», «Нью-Йоркер» (США), «Курьер Интернешнл (Франция), «Киото симбун» и «Джапан таймс» (Япония), а также во многих изданиях Китая, Бельгии, Германии, Турции, Канады, Австралии и многих других стран.

Автор иллюстраций нескольких десятков книг для детей и взрослых.

Государственные и общественные награды и премии:

Главный приз в Международной выставке в Сургуте (2004г.), главный приз в Международном конкурсе карикатуры в Сент-Эстеве (Франция), 2000г.

Благодарственные письма от Посла РФ в Эквадоре, от директора Дома культуры и науки в Мадриде, от директора Русского дома науки и культуры в Берлине.

Благодарственное письмо от Культурного центра Вооруженных Сил РФ им Фрунзе.

Неоднократный лауреат ежегодной премии журнала «Крокодил»

Диплом Московского Общественного Фонда поддержки культуры и развития современного искусства (2007г.)

Почетный знак отличия « За заслуги в образовании и науке» Московской академии экономики и права (2013г.)

Национальная премия «Лучшие книги и издательства года» за художественное оформление книги «Дом вверх дном. Басни нашей жизни» (2020г.)

Награды Российской академии художеств:

Медаль «Достойному» РАХ (2007г.)

Медаль «Шувалов» РАХ (2013г.)

Золотая медаль РАХ (2018г.)

Поделись с друзьями

Другие записи из этой категории