X

Поиск

vk 2

odnoklassniki

twitter

twitter

Электронные ресурсы библиотеки

Код для вставки баннера

Виртуальная справка

Доступная среда

Чупина Валентина

Венецианская импровизация

На выставке «Новогодняя импровизация» доцента кафедры дизайна Крымского университета культуры, искусств и туризма Валентиной Чупиной представлены интересные венецианские маски – своеобразный символ Италии и карнавала. Выполнены они из папье-маше, украшены разнообразными материалами, включая кружево, тесьму, сеть, бусины, растения и камни, синтетические переливающиеся ткани.

Маски в Италии появились в XIII веке. Это важный компонент многих культур, позволяющий представить человеку свой страх, табу или божество и наполниться его силами. Нередко маски имели даже свой храм и охранялись жрецами. Надевание их сопровождалось ритуалами и молитвами, поскольку происходил процесс перевоплощения в ту или иную сущность.

А в Древней Греции маски использовались в театре. Комическая была атрибутом музы Талии, а трагическая – Мельпомены. В Европе эта традиция продолжена «комеди дель арте» – комедией масок. А на маскарадах и карнавалах в маске можно было сбросить условности, завести интригу и позволить себе больше, чем в обычные дни. Именно карнавалы помогли развитию европейского масочного искусства, где, помимо собственно маски, существуют «надстройка» из ткани, перьев, бисера, а также соответствующий образу костюм.

Венецианский карнавальный комплект актуален и по сей день. В Италии есть целая индустрия изготовления подобных нарядов. Их шьют на заказ известные кутюрье. Стоит это бешеных денег, и позволить себе подобную роскошь могут лишь очень обеспеченные люди, которые начинают подготовку к празднику примерно за год.

В Крыму масочное искусство можно считать редким, скорее, сувенирным. Автор выставки Валентина Чупина раньше работала в Луганском университете, вместе со студентами подготовила первую такую экспозицию, имевшую большой успех. Ребятам нравилось фотографироваться в интересных образах. Маски эти не совсем венецианские – это импровизация, философия жизни художницы.

В экспозиции представлены 15 масок, объединенных темой «Времена года». Но есть и выходящие за рамки концепции. Например, «интернет-паутина» – часто современная молодежь пропадает в Сети, отказываясь от живого общения. Но вместе с тем Интернет дает колоссальные возможности для развития. И от самого человека зависит, как он их использует.

Да, представленное на выставке отходит от венецианских «канонов». Автор хотела самовыразиться в произведениях как женщина, а также представить образы зимы – как предсказуемой и непредсказуемой – крымской, весны, лета, осени. Для Валентины ее маски – «живые», имеющие свои эмоции, характер. Даже отсутствие глаз не говорит о том, что маски не смотрят на зрителя. Их можно носить на карнавалах, и все-таки это – интерьерное украшение, эксклюзивный подарок. Автор рассказывает, в том числе и своим студентам, что есть искусство изобразительное и выразительное. Так вот второе – передающее эмоции, причем каждый воспринимает их по-своему. Именно поэтому некоторые работы не подписаны: зрителю дана возможность самому прочувствовать образ. Кроме масок Валентина Чупина занимается ювелирным дизайном, живописью, графикой, батиком, мозаикой, разными видами декоративно-прикладного искусства. Вот уж поистине талантливый человек талантлив во всем.

 

Ефремова С. Венецианская импровизация // Крымские известия – 2017. –
№ 7. – С. 8 : ил.

Справка

Чупина Валентина Николаевна (1961 года рождения).

Доцент, педагог, дизайнер, живописец, график, ювелир.

1978–1982 гг. – получила среднее специальное образование (художник-мастер, ювелир) в Красносельском училище художественной обработки металлов Костромской области, а в 1988–1993 гг. – высшее (художественно-графический факультет Харьковского государственного педагогического института имени С. Г. Сковороды).

В 2004 г. окончила магистратуру по специальности «Педагогика высшего образования» (Луганский национальный педагогический университет им. Тараса Шевченко), а в 2007 г. – аспирантуру по специальности «Теория и методика высшей профессиональной школы».
С 1983 по 1986 гг. работала на Львовском ювелирном заводе ювелиром-монтировщиком, художником по проектированию ювелирных изделий.

1987–2002 гг. – учитель высшей категории Первомайской СШ, а в 2002–2015 гг. – старший преподаватель кафедры изобразительного, декоративно-прикладного искусства и профессионального мастерства в Луганском национальном университете им. Тараса Шевченко и ведущий специалист по художественному металлу (ювелирное искусство).

В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Формирование основ художественно-графической культуры будущих художников-ювелиров средствами декоративно-прикладного искусства».

В 2016 году Валентина Чупина активно сотрудничала с Крымской республиканской универсальной научной библиотекой им. И.Я. Франко, принимала участие в различных творческих акциях, мастер-классах и проектах. В отделе документов по искусству экспонировались её авторские работы: гибридная выставка театральных масок «Его величество театр» и интерьерные венецианские маски «Новогодняя импровизация».¬¬

Поделись с друзьями

Другие записи из этой категории