• X

    Поиск

    vk 2

    facebook

    odnoklassniki

    Instagram

    twitter

    twitter

    Электронные ресурсы библиотеки

    Код для вставки баннера

    Виртуальная справка

    СЛЕДУЯ ПРИРОДНЫМ НАСТРОЕНИЯМ

    Время, наша скоростная среда обитания, сообщает художнику тайную динамику, исключительно индивидуальную, скрытую до поры и востребованную силой впечатлений и творческих желаний. Мощные разряды природных, субъективных и психологических впечатлений формируют настроение художника, неизбежно приобщая его к реальному многообразному течению бытия. Совершенство творческого содействия – духовная субстанция плюс дар исполнения замысла – всегда приносит благодатный результат, достойный реакции пытливого современника, и те из художников, которые способны идти сложным и многотрудным путём, приобретают сугубо личную систему координат с «любовью божественного провидения».

    Вячеслав Кель с 1982 года живёт в предгорье Крыма, в Бахчисарае. Его мастерская находится на крутом каменистом взлёте долины, напротив всемирно известного Ханского дворца. Местоположение мастерской обеспечивает неиссякаемое присутствие пейзажного пространства с ощутимыми этнографическими слоями, с татарской, благородно вписанной в рельеф архитектурой, с восточной классикой триады: роза – родник – соловей, с изменчивыми источниками света – луной и солнцем, благодаря которым живописная долина многократно меняет свой облик.

    Крымское предгорье и вообще Крым во все времена привлекали живописцев разных направлений. Тем, кто проявляет глубокий интерес к живописи, известны многие имена, перечислить которые возможно только отчасти: Ф. Рокотов, Д. Левицкий, друзья А. Пушкина – братья Г. и Н. Чернецовы, И. Крамской, К. Богаевский, Е Нагаевская, А. Куприн, М. Волошин, наши современники – С. Пустовойт, Р. Нетовкин, З. Трасинова, А. Усеинов, И. Сафонов, В. Хоришко, А. Кокорин, В. Кель.

    Уникальное средоточие природных гармоний, историческая глубинность крымской земли, неизменно существующий поэтический код, расшифровать который всегда стремились живописцы, каждый по-своему создавая метафорический образ реального мира, – привлекали, и, разумеется, будут привлекать представителей «вольных стихий».

    Вячеслав Кель, если обобщённо проследить систему геовпечатлений, как художник-путешественник впитал всё обозримое и доступное и создал живописную карту поднебесных миров: равнинность, созерцательность России, многоцветное благородство Грузии, златопесочные, парящие миражи Узбекистана, вылепленная из прочных природных основ Украина, европейские архитектурные контрасты, и как особенный праздник – прозрачный благодатный Крым.

    В разные годы в соответственных возрасту увлечениях происходит возвышение по ступням совершенства. Станковая живопись, монументальное искусство, темпера, акварель, гравюра – неполный перечень увлечений художника. Но в итоге Вячеслав Кель отдаёт предпочтение живописи, окончательно избрав из сложного множества то, что ближе всего: масло, акварель. Две главенствующие темы определены на сегодняшний день: портрет и пейзаж. Метафорическое преображение этих двух, можно сказать, стихий происходит не только по воле художника, оно имеет два взаимопроникающих разряда: сила яркой личности (портрет), или проникновенного фрагмента природы (пейзаж) – с одной стороны и сила Проводника (исполнителя) – с другой. Этот процесс во все времена был и остаётся самым таинственным, не поддающимся «алгебраической анатомии» художественным процессом.

    Современник, интересующий Вячеслава Келя, имеющий право «прописки» на холсте, – прежде всего творческий человек с притягательным миром, в котором, как правило, не равнозначны чаши бытийных весов, чаши радости и трагедии, света и «погружения во тьму». Борис Пастернак, Александр Грин, Арсений и Андрей Тарковские, Владимир Высоцкий, Марина Цветаева – каждый по-своему приручил художника истиной поэзией и трагическими, и светлыми, незаменимыми чувствами, каждый отразился в магическом зеркале живописи.

    Психологическая атмосфера портрета неизменно связана с напряжением, с ощутимой силой энергетических разрядов, с ускорением – вырваться из житейских лабиринтов, и как Одиссей вернуться в свой собственный мир, преодолевая массу препятствий. В этом смысле наиболее значимы многие автопортреты Вячеслава Келя, написанные в разные периоды времени, «А. Грин.», словно бы существующий в вечной мерзлоте обитания, «Оборванный крик» с обрушившимся, лишённым света и воздуха небом, «Реанимация» с потоком спасительной божественной энергии, монументальный «Реквием» с библейским сиянием воды и дарованием Святого Духа.

    Групповая портретная живопись близка Вячеславу Келю по многим причинам. Как художник он давно получил «приглашение к возвышенному созерцанию», и одарённость монументальным, пространственным мышлением проявилась в той строгой, сбалансированной мере, необходимой для того, чтобы не нарушить равенства и одновременно независимости всего изображённого. «Паломники земли вечной» – композиционно монументальная работа, умышленно лишённая устойчивых горизонталей и вертикалей, напоминающая о краткосрочности земной жизни и лучезарности творческих устремлений. Нетленный духовный мир направляет художников и поэтов и сопутствует им: очевидным световым потоком щедро пронизана каждая фигура, цветовой исток – золотистая охра ступеней, поднимаясь ввысь, развивает течение цвета до небесной ослепительности.

    Сильные мира сего, по определению художника, вовсе не те, кто осваивает сомнительную высоту иерархических лестниц. «Рыцари правды» – вечные олимпийцы, носители огня, который содержится в слове, цвете, звуке. Виктор Цой, Игорь Тальков, Александр Башлачёв – трагическое триединство, неутолимая боль, наше светлое Вчера, гостившее на земле.

    В самой сокровенной среде, где отведено место родовому древу, Вячеслав Кель сам находится в эпицентре всех событий, амплитудность которых роковым образом лишена точки равновесия. Покоя, ровного, стабильного умиротворения не было в жизни художника, и, по его собственному признанию, не предвидится.

    Многие и многое существует теперь в печальном преображении – в воспоминаниях. С пронзительной, хрупкой незащищённостью обрушивается прежний многоцветный мир детей в работах «О сыне», «Испытание», «Я стану для тебя воспоминанием», «Легко обо мне подумай», «Вероника».

    Галерея многочисленных семейных портретов задумана художником в той стилизации, которая требует совершенства исполнения. Сочетая современный образ и атмосферу итальянской, нидерландской ренессансной живописи, Вячеслав Кель деликатно меняет местами времена, смешивает их как краски на палитре и получает достойный результат.

    Отражение действительности с множеством и разнообразием событий, впечатлений всегда происходит в особом преломлении – сдержанном, благородном: трагичность и жестокость предложенного нам всем мира уравновешивается верой в неразрушимые основы бытия, где прекрасным свойствам и прекрасным чувствам всегда предоставлена возможность, существовать и вдохновлять. В этом обобщённом смысле точны и убедительны работы «Дорога», «Встреча», «Мир Сергея Пустовойта», «Око вездесущее». Организованное сюжетное пространство, методы его изображения в работах Вячеслава Келя почти всегда кинематографичны. Умение выстраивать бытийный кадр-полотно напоминает о неповторимых временах прорыва нашего кино и кинорежиссёров, создавших гениальные картины и сформировавших во многом наш вкус.

    Художник, каковы бы ни были его пристрастия, всегда интересен отношением к свету, к его физической и духовной субстанции. Сфера уникального крымского пейзажа проявляет в нём самые невостребованные чувства и прозрения. Обращение к пейзажу раскрепощает, оставляя за «преградой влияния» всё, что искусственно и чужеродно. Наедине с природным пространством художник испытывает моменты гармонии, к сожалению, всё реже открывающиеся зрению по разным причинам. Но Крым – долинный, морской, горный, «неоткрыточный» умеет быть любезным художнику. В пейзажных работах Вячеслава Келя, истинно крымских, – тончайшие вариации пространства, световой геометрии, вулканического рельефа каменной архитектуры, восточной пластики лунного освещения, праздничного цветения весенних южных деревьев, редкостного для юга симфонического присутствия снега. И достойными восхищения вполне можно назвать работы «Тахталы-Джами», «Зима в Бахчисарае», «Иосафатова долина», «Луна над минаретами», «Карадаг», «Море у Коктебеля», «Ай-Петри», «Осень».

    Пейзажи Вячеслава Келя всегда открыты, «распахнуты настежь» и соответствуют природным настроениям, в которых мы нуждаемся, которые нам особенно дороги…

    Источник: Антонова А. Следуя природным настроениям / А. Антонова // Кель В. Вариации на тему времени: каталог / В. Кель. – 2008. – С. 6-9.

    Справка

    1948 г. – родился в Подмосковье, г. Болохово.
    В 1965 г. – поступил в Московский заочный университет, работал художником декоратором в театре Экибастуза.
    С 1971 г. – работал в системе художественного фонда СССР оформителем, монументалистом, живописцем.
    С 1971 г. – участвовал в областных, республиканских, а также во многих всесоюзных и зарубежных выставках.
    В 1982 г. – был принят в Союз художников СССР, в том же году переехал в Крым, в г. Бахчисарай.
    С 1990 г. – член Союза художников Украины и Крыма.
    1999 г. – организатор выставки-продажи картин крымских художников в помощь детям с лейкемией.
    2008 г. – персональная выставка графики в Крымском научном центре.
    2009 г. – персональная выставка портретов известных людей разных эпох «Диалоги» в Крымском научном центре.
    2011 г. – выставка работ бахчисарайских художников в КРУНБ им. И.Я.Франко.
    2012 г. – выставка памяти известного крымского искусствоведа Рудольфа Подуфалого «Личное отношение…» в выставочном зале Союза художников.
    2015 г. – выставка «Четырёх» совместно с бахчисарайскими художниками Анатолием Мартюковым, Александром Кропко, Валерием Костинским в Научно-образовательном центре ноосферологии и устойчивого развития КФУ им. В. И. Вернадского.
    2019 г. – участвовал в выставке работ крымских художников творческого объединения «Крымский мост» в КРУНБ им. И. Я. Франко.
    2019 г. – персональная выставка «Бахчисарай в творчестве В. М. Келя» в Бахчисарайском историко-культурном и археологическом музее-заповеднике.

    Работы Вячеслава Келя находятся в коллекциях Дирекции художественных выставок Казахстана, художественного музея Астаны, художественных музеев Симферополя и Бахчисарая, музеев книги Варшавы и Кракова, Бахчисарайского историко-археологического заповедника, Украинской Академии геральдики, частных коллекциях России, Казахстана, Польши, Югославии, Италии, Германии, Турции, США, Индии, Чехии.

    Поделись с друзьями

    Другие записи из этой категории