• X

    Поиск

    vk 2

    facebook

    odnoklassniki

    Instagram

    twitter

    twitter

    Электронные ресурсы библиотеки

    Код для вставки баннера

    Виртуальная справка

    ПАВЕЛ ГРЕЙСЕР

    О, была прекрасною мука!
    … Но годы промчались быстро –
    поседела моя голова…
    Эдуардас Межелайтис

    Эти поэтические строки можно отнести и к мастеру монументально-декоративного искусства, заслуженному художнику Украины и Автономной Республики Крым Павлу Павловичу Грейсеру. Его ремесло – это прекрасная мука, о которой он никогда не жалел и которой посвятил всю свою жизнь…
    В работе он одержим! Перспектива, масштабность, цвет, объем, фактура, металл, дерево, камень, силумин – вот те компоненты, из которых складывается его искусство, творимое душой и сердцем. В его руках они преобразуются в зримые художественные образы рельефов, мозаик, росписей, станковых картин.
    Со студенческих лет Грейсера влекло искусство монументально-декоративного профиля. Его произведения стали неотъемлемой частью декора многих архитектурных сооружений Крыма, России, Украины и Кипра. Это дюралюминиевый рельеф на здании Дома профсоюзов в Симферополе, бронзовые и каменные рельефы в Музее христианства монастыря Киккос на Кипре, выполненные в соавторстве с сыном Егором Грейсером, памятный знак воинам-землякам, погибшим в Афганистане, в г. Токмаке, красочные мозаики детских домов в Симферополе, поселке Орехово, в Алуште, Евпатории и многое другое.
    Созданная им монументально-декоративная пластика несёт и смысловую, и эстетическую нагрузку, расширяет рамки бытового и социального назначения, как бы одухотворяя его. Обращаясь в своем творчестве к аллегории и символике, он подчеркивает с их помощью остроту заданной темы, облекая ее в умозрительные представления о море, космосе, музыке, юности, о многоликости мироздания. В своих монументальных и станковых произведениях Грейсер, преодолевая тяготение к фотографичности отображения натуры, ищет и находит то субъективное начало, которое содержит мысли и настроения самого автора, его открытость перед другими.
    Он всегда находится в творческом поиске новых выразительных возможностей и материала, в котором работает, и художественного метода для наиболее яркого выражения своих чувств и эмоций.
    Металлопластика
    Монументально-декоративные композиции, рельефные вставки, памятные знаки, плакетки, клейма являются основными видами металлопластики Грейсера.
    Из используемых материалов художник отдает предпочтение дюралюминию, подвергая его сложному процессу плавления, чеканки, шлифовки, отработки фактуры. Его металлический декор в экстерьерах архитектуры разных профилей обретает звучание камертона, задающего общий настрой всему архитектурному ансамблю.
    На плоскости стены в рельефах Грейсера присутствует эмоциональная сила образа, композиционная стройность, масштабное соотношение объёмно-металлических форм, подчёркивающих гражданское назначение сооружения.
    Монументальные стелы автора органично вписываются в окружающее природное пространство и отличаются добротностью своей пластической выразительности, которая обогащает тематическую линию архитектурного объекта своей художественной направленностью.
    Отдельные элементы в металлопластических композициях Грейсера: лучи солнца и далёких планет, паруса яхт, фанфары и литавры, цветы и птицы, представляющие стилизованные формы природного естества, – сопрягаясь с игрой света и тени на открытом воздухе, заставляют «сюжет» ожить, превращают его в вечную эстетическую информацию, в динамику мысли и чувства.
    Рельефы
    К более раним работам в творчестве Грейсера относится рельеф из бетона «Детство», украшающий фасад Республиканского детского дома в Евпатории. Это монументальная композиция, куда включены элементы-эпизоды на тему детства. В динамичной картине-рельефе объединились символика и реальность: солнце и ветер, парусники в море и волны, юные мореходы, резвая наездница среди буйной растительности, а главным «героем» изображения является производимое рельефом ощущение счастливого, радостного детства, которое переживает каждый человек в своей жизни.
    Бронзовое литье выпуклых рельефов, изготовленных для дверей Музея христианства монастыря Киккос на Кипре, открывает новую страницу в монументально-декоративном искусстве Грейсера. Опираясь на древнехристианские источники, он создает рельефы, в которых предшествующая острота динамики в исполнении сменяется замедленными ритмами, плавными, текучими линиями, детализацией человеческих тел, пейзажных мотивов, бытовых и архитектурных атрибутов.
    Связь с религиозной тематикой диктовала строгое соблюдение иконографических канонов. Отсюда – определенная отстраненность от житейской суеты, умиротворенность, спокойная созерцательность.
    Исполненные для этого же музея плоские рельефы из песчаника (мягкого камня) связаны со старинными традициями византийской резьбы по камню. В работе над ними Грейсер опирался на использование канонических законов, где главным для мастера было соблюдение симметрии отдельных элементов, четкость линий, зеркальный повтор аллегорического изображения птиц, цветов, зверей и геометризм орнамента.
    Мозаика
    В технике мозаика (цветная смальта) Грейсер дает полную свободу своей неуемной фантазии в области цвета, объема, пространства, согласуя все это с архитектурой и общим декором объекта, будь то детский сад, бассейн или ресторан… «Дыхание космоса», «Цветы солнца», «Полимеры», «Птицы рая» – уже в самих этих названиях кроется перспектива раскрытия сказочного, фантастического, необычно-красочного мира, который Грейсер передает в разноцветной мозаике, сочетая ее иногда с выпуклым рельефом и скульптурой.
    Отдельные детали его мозаик: аквалангисты и волны, богатый подводный и космический мир, горы и сосны, фрегаты и чайки – находятся как бы в свободном полете, в музыкальных ритмах, где дирижер – художник, который волею своего искусства творит прекрасный, условно-символический художественный образ бытия.
    В несколько ином иконографическом плане решена мозаика Грейсера «Вход Господень в Иерусалим» (выполнена в соавторстве с сыном Егором), привлекающая открытой красочностью, контрастностью цвета, благородством формы и утонченностью духовного строя всей композиции.
    Росписи
    В монументальной росписи Грейсер применяет метод горячей или холодной энкаустики (письмо воском на плоскости стены интерьера), беря за правило согласованность отдельных деталей, элементов с характером бытового назначения помещения. Он обращается к современной тематике, и персонажами его росписей становятся люди его эпохи, занятые в разных сферах труда и отдыха: юные авиамоделисты, певцы, музыканты, танцоры, труженики села, работники интеллектуального труда.
    Тема рельефа «Жизнь искусства» насыщена ритмами музыки, танца, эквилибристики, клоунады. Роспись на рельефе «Люди крымского побережья» состоит из отдельных сюжетов, связанных перспективной композицией широкого аспекта жизнедеятельности человека: сбор урожая, застолье, рыбалка, отдых…
    Отдельные предметы профессиональной деятельности людей и их окружения: рыбацкие сети, домашняя утварь, музыкальные инструменты, цветы, фрукты, книги, растения – наполняют росписи мастера дыханием жизни. В их образном решении активно действуют форма, объем, колорит, композиция, цвет, которые в совокупности как бы раздвигают стены помещения, преобразуя их в красочное, многолюдное стихийное действо.
    Инновация
    Инновация – особый вид живописи Грейсера, когда вместо традиционной масляной краски автор использует дюраль, сулимин, эмали, латунь, а работа кистью заменяется литьем, сплавом, сваркой, шлифовкой…
    В свободной композиции, созданной сочетанием различных материалов, объемов, цветовых оттенков, фактуры, трудно определить, что первично: мысль художника, задавшего тему, или момент случайности. Здесь в совокупности выступает и то и другое.
    Большую роль в творческой работе играет наитие, интуитивное следование за материалом, которому автор как бы доверяет роль ведущего, а также безусловное умение из складывающейся «картины» выделить то главное, что потом подчеркивается мастером, обрабатывается им с использованием уже заданных средств «письма» в поисках обозначенного художественного образа.
    Это и его «Лунный экстаз», и «Буйство увядания», и «Бронзовые всплески», и многие другие произведения, в которых напряженность материала передает напряжение чувств.
    Каждая инновация Грейсера выдержана в определенном колорите, где цветовые отношения играют основную роль в раскрытии эстетической информации произведения и символической концепции художника.
    Живопись
    В ряде произведений традиционной масляной живописи Грейсер выступает как реалист, приверженец пейзажного жанра. Правда, он избегает прямолинейных решений и ищет особую выразительность подачи увиденного, обращает внимание на детали, раскрывающие суть его интереса к определённому мотиву или к особому состоянию в природе. Это чувствуется в картинах «Православный храм в Ларнаке на Кипре», «Крыши старой Праги», «Экзотические пальмы на набережной», «Байкал. Ледолом», «Розовые скалы Пафоса».
    Иногда в масляной живописи он как бы «вспоминает» монументально-декоративную пластику, используя в таких полотнах абстрагированный взгляд на окружающие природные формы. Это мы видим, например, в композициях «Парад планет», «Взаимопроникновение», «Чувственный порыв».
    Работа с натуры дает возможность Грейсеру получить новые впечатления и заряд новой энергии, которые он использует в своей металлопластике, мозаике, инновациях, рельефах и росписях.

    Источник: Бащенко Р. Д. Павел Грейсер / Р. Д. Бащенко // Павел Грейсер. Металлопластика. Рельефы. Мозаика. Росписи. Инновации. Живопись. – Симферополь, 2005. – С. 3–4.: ил., фот.

    Справка
    16 февраля 1942 г. – родился в г. Иркутске, Восточная Сибирь.
    1956 г. – окончил детскую художественную школу при Иркутском областном художественном училище.
    1957 г. – окончил восемь классов средней школы и поступил в Иркутское художественное училище.
    1957–1960 гг. – окончил три курса Иркутского художественного училища.
    1960–1961 гг. – работал на строительстве Братской ГЭС. Экстерном сдал экзамены за курс средней общей школы.
    1961–1963 гг. – учился в Крымском художественном училище им. Н. С. Самокиша. По окончанию учебы получил направление для поступления в институт.
    1963–1969 гг. – учился в Московском высшем художественно-промышленном училище им. С. Г. Строганова. Педагоги: проф. А. Квасов, проф. А. Мельник.
    1964–1965 гг. – служил в Советской Армии.
    1969 г. – работал на Крымском художественно-производственном комбинате. Начало творческой деятельности.
    1975 г. – член Союза художников СССР.
    1986 г. – награжден почетной грамотой Бачкишукунского облисполкома (ВНР) и почетной грамотой Крымского облисполкома.
    1983–1988 гг. – стал председателем Крымского областного художественного фонда.
    1990 г. – присвоено почетное звание «Заслуженный художник Украины».
    1991–1994 гг. – стал председателем городской Крымской организации Национального союза художников Украины (г. Симферополь).
    1997 г. – персональная выставка в музее А. Грина в Феодосии.
    1997 г. – персональная выставка. Галерея «D-Art» (г. Прага).
    1998 г. – персональная выставка, приуроченная к 30-летию творческой деятельности, в Крымском доме художника (г. Симферополь).
    2000 г. – персональная выставка в Бахчисарайском историко-культурном музее.
    2000 г. – награжден почетной грамотой Совета Министров АРК. Лауреат премии АРК.
    2001 г. – персональная выставка (г. Симферополь).
    2002 г. – присвоено почетное звание «Заслуженный художник Автономной Республики Крым». Избран заместителем председателя КОНСХУ. Персональная выставка, приуроченная к 60-летию со дня рождения, в Крымском доме художника (г. Симферополь).
    2006 г. – присвоено почетное звание «Народный художник Украины».
    2007 г. – персональная выставка, приуроченная к 65-летию со дня рождения.
    С 2005 г. – доцент Крымского института информационно-полиграфических технологий Украинской академии печати.
    С 2015 г. – профессор кафедры книжной графики и дизайна печатной продукции факультета информационно-полиграфических технологий Таврической академии КФУ им. В. И. Вернадского.
    2015 г. – награжден Золотой медалью «Духовность. Традиции. Мастерство» Всесоюзной творческой общественной организации «Союз художников России».
    2016 г. – участвовал в выставке «Крым глазами художников-сибиряков» в Крымской республиканской универсальной научной библиотеке им. И. Я. Франко (г. Симферополь).
    2018 г. – награжден Медалью губернатора к 80-летию Иркутской области.
    2018 г. – участвовал в арт-проекте «Весны другое измеренье» творческого объединения «Крымский мост».

    Поделись с друзьями

    Другие записи из этой категории