• X

    Поиск

    vk 2

    facebook

    odnoklassniki

    twitter

    Электронные ресурсы библиотеки

    Код для вставки баннера

    Виртуальная справка

    НЕТОВКИН РАМИЗ

    ЗАПОМНИ ЛОЗУ МОЛОДОЙ

    Экспозиция графических работ Рамиза Нетовкина вызывает в памяти известный роман Германа Гессе «Игра в бисер», ассоциируется с чем-то хрупким и сложным, хитроумным и тонким одновременно. Каждая работа требует к себе пристального внимания, притягивая и ускользая от прямолинейной трактовки. «Перевод» с одного художественного языка на другой – дело почти безнадежное. Специалисты меня поддержат, если вспомнят – как нелегко даже в наше высокотехнологичное время сделать качественную репродукцию – то есть перевести живопись в цветную гравюру. А уж пересказывать «сюжеты» архитектурной графики Рамиза – дело, тем более неблагодарное.

    Он ушел из жизни совсем недавно еще достаточно молодым, но уже признанным художником. У него было достаточно престижных выставок, поклонников таланта, о нем писали такие известные художественные критики, как Рудольф Подуфалый и Светлана Червонная. В 2000-м Рамизу Нетовкину присвоено почетное звание заслуженного художника АРК. Незаурядный человек и художник, он стал одним из тех немногих, кто изменяет наше представление о мире, помогает увидеть красоту там, где любой другой ее никогда не заметит. На вернисаже его мемориальной выставки это чувство было настолько ощутимым, что Зарема Трасинова, давняя знакомая Рамиза, художник и график, отметив самобытность и неповторимое очарование работ Нетовкина, воскликнула: «Я успела ему еще при жизни сказать: Рамиз, ты – гений!»

    Графика Рамиза абсолютно реалистична, нет ни «астрала», ни монстров, ни потустороннего мира, изобразительной константой работ практически неизменно остается архитектурный мотив. Как талантливый мастер, тонкий, думающий человек, профессионал высокого полета, он так компонует свои камерные работы, что подчас они выглядят монументальными произведениями. Одному ему присущее сочетание осознанного нервного певучего штриха и белой бумаги, без сомнения, восхищает. Рамиз вспоминал, что с детства видел Крым черно-белым. Но как получается, что в одних работах это сочетание вызывает острую печаль и сострадание, а в других – ощущение тонкого эстетического наслаждения неизвестно, быть может, и самому автору.

    Светлана Червонная в обзоре одной из выставок писала: «Рисунки Рамиза Нетовкина пером и тушью очень красивы, прозрачны, как кружево, и орнаментально узорны. В движении переплетающихся линий есть особая упругая грация и медлительная плавность кружения. В пейзажных мотивах нет навязчивой исламской атрибутики, но всегда выражена устойчивость той вековой культуры Востока, которая веками формировала архитектурный облик крымских городов и деревень».

    Впечатление, которого достигает автор в графических работах, основано на возможностях создания выразительного художественного образа путем использования различных черно-белых линий, сопоставления штрихов и пятен. Нетовкин в совершенстве владел эффектом незаконченности, опусканием несущественных деталей и фиксацией внимания на главном. Такова его работа «Чуфут-Кале», где взгляд художника и зрителя устремляется по узенькой лесенке со стертыми каменными ступеньками почти из центра – влево вверх, минуя растворяющиеся в зыбкой дымке уступы скал справа. Таковы «Истоки», где, наоборот, все внимание художник сосредотачивает в центре листа, тщательно и любовно вычерчивая затейливые резные детали старинной беседки. Такова и широко известная работа Рамиза Нетовкина «Запомни лозу молодой», в которой художник вновь обращается к трагическим дням мая 1944 года.

    Подобно тому, как существует «пейзаж настроения», у Рамиза – «графика настроения». Особенно характерны в этом смысле немногие «подцвеченные» работы, где деликатное присутствие локальных пятен цвета эмоционально усиливает впечатление от строгой черно-белой графики. В работе 1992 года «Старый Симферополь» палево-бежевым узором старинного манускрипта возникает под пером мастера уголок старого города, в голубой дымке «плывет «Сары-сув», готовой декорацией к историческому фильму видится «Старая Феодосия».

    Тонко, деликатно, без утрировки Рамиз Нетовкин сумел выразить нечто неповторимое, уникальное для «Крыма уходящего», создать богатый многозначный художественный образ. Художник очевидно далек от того, чтобы выносить какие-либо, даже эстетические оценки фактам жизни, но именно ему удалось выразить то, что волновало и волнует соотечественников.

    Екатерина БОРОДИНА

    Справка

    Рамиз Андреевич Нетовкин (1960 – 2011).

    График, иллюстратор, акварелист.

    Рамиз Нетовкин родился в пос. Алмазар, Ташкентской области УзССР. Рисованием увлекся рано и каждую свободную минуту отдавал любимому занятию. Отец, по специальности учитель рисования, черчения и труда, прививал Рамизу любовь к искусству, мать – любовь к родине, Крыму.
    В Крым семья Рамиза переехала в 1975-м, учился в Симферополе, в 1980-м окончил Крымское художественное училище имени Самокиша. В 1989-м был принят в члены НСХУ, активно участвовал в международных проектах, республиканских, городских выставках. Персональные выставки художника прошли в Москве, Варшаве, Люблине (Польша), Тарту (Эстония), Кастамону (Турция), Нью-Йорке. Отдельные работы и тематические серии Нетовкина находятся в музеях и частных собраниях России, Украины, Турции, Германии, Эстонии, Польши.
    В 2000-м Рамизу Нетовкину присвоено почетное звание заслуженного художника АРК.
    Последняя выставка памяти Рамиза Нетовкина (графика, акварель) «Черной туши тонкий штрих» осенью 2015 года прошла в Крымскотатарском музее культурно-исторического наследия.

    Поделись с друзьями

    Другие записи из этой категории