• X

    Поиск

    vk 2

    facebook

    odnoklassniki

    Instagram

    twitter

    twitter

    Электронные ресурсы библиотеки

    Код для вставки баннера

    Виртуальная справка

    Мамут Чурлу: контрасты жизни на пути созидания

    Любая культура и искусство, любой народ уникальны. То же самое можно сказать и о крымскотатарском народе, искусстве и культуре, которые формировались и получали свое самобытное развитие в течение нескольких веков здесь, в Крыму.
    Вернувшись на Родину после известных трагических событий, мы стали открывать для себя почти исчезнувший мир своего искусства благодаря энтузиастам и профессиональным художникам, музыкантам, литераторам. Мамут Чурлу – один из этих «пассионариев», возрождающих свою национальную культуру, разделяет радость открытия со своими зрителями на выставках, конференциях, лекциях.
    Так получилось, что в изобразительное искусство Мамут Чурлу пришёл после окончания Новосибирской консерватории. Увлёкшись современными течениями мирового искусства, занимаясь в художественных студиях и самообразовываясь, в конце концов, отдал предпочтение искусству. Гармонии цвета, формы, линии он предпочел гармонию звуков. Но главное – художник сохранил любовь к большому искусству, и она им движет вот уже в течение тридцати лет.
    Начало творческой деятельности Мамута Чурлу относится к середине 1970-х годов. После окончания Ферганского училища искусств, занявшись художественным текстилем, овладев мастерством гобелениста, он стал участвовать в республиканских и всесоюзных выставках.
    В тот период его творческая активность выражалась не столько в количестве созданных произведений, а в интенсивности поиска, индивидуальной линии почерка, смелом экспериментировании с формой, материалом, цветом.
    Обострённым чувством декоративности и высоким профессионализмом были наделены такие его гобелены, как «Бахор» (1980 г.), «Космос» (1980 г.), «Чарх. Круговращение Вселенной» (1983 г.) и др.
    Как интересный дизайнер Чурлу проявил себя при декорировании интерьеров профилактория при Дворце металлургов и Дома молодёжи в Ташкенте, где сумел проявить свою фантазию и вкус в монументальных композициях.
    В этот же период творчества начинается исследовательская деятельность художника. Изучая самобытное, богатое традициями декоративно-прикладное искусство народов Средней Азии, он ездит по кишлакам, записывает, фотографирует, анализирует и обобщает, знакомится с секретами крашения пряжи естественными (растительными) красителями и выступает с докладами на международных симпозиумах ЮНЕСКО по ковроткачеству в Баку в 1983 г. и Ленинграде в 1988 г.
    Продолжая участвовать в республиканских и всесоюзных выставках, в 1988 году М. Чурлу становится членом Союза художников СССР.
    Творческая командировка в 1987 году в Крым, в Дом художника им. К. Коровина – первая встреча с Отечеством – оставила глубокий след в его душе, вызвав сложную гамму чувств – радость встречи и горечь от дискомфорта и дисгармонии, что совпало с бурными событиями – демонстрацией на Красной площади в Москве, антитатарской пропагандой и действиями крымских властей. Все эти события послужили толчком для создания серии живописных произведений «Бахчисарай – моя родина» (1987 –1999 гг.).
    Впервые его работы приобретают социально-политическую окраску. Художником вырабатывается техника, рассчитанная на быстрое исполнение и фиксацию чувств. Формируется живописный стиль, наиболее близкий к направлению современного художественного авангарда (начинает создавать живописные произведения с графической манерой письма).
    В 1982 году Мамут Чурлу принимает решение переехать из Узбекистана в Крым. Здесь он оставляет работу над гобеленами и в основном занимается живописью.
    Один из первых крымскотатарских художников, вернувшихся в Крым, он с оперативностью графика создаёт серии живописных произведений, такие как «Депортация» (1989 г.), «Возвращение» (1991 г.), в которых выражает состояние своей души – печаль, гнев, враждебность окружающего мира. В живописных произведениях «Последний минарет» (1989 г.), «Поджигатель» (1991 г.), «Формула возвращения» (1991 г.) художник обличает власть, выражая свой протест. В картине «Распятые виноградники» (1990 г.) – острая, почти трагическая выразительность обрубленных, искалеченных растений, взывающих о помощи – тема погибающей, уничтоженной культуры.
    Особую выразительность работам этого периода придает соответствующая содержанию, настроению чёрных и белых пятен, бездушность пространства, чёткость деталей, лишённых игры света и тени. Даже натюрморты этого периода драматизированы – предметный «неживой мир» включает много иносказаний, подтекстов; в них словно привнесена беспокойная атмосфера лжи и противоречивости человеческих отношений. С 1987 по 1995 гг. художнику удалость создать «летопись своего времени», выразив состояние многих своих соотечественников. Соединяя в своём творчестве традиции европейского искусства с чувством национального, Мамут Чурлу вносит в крымскотатарское изобразительное искусство интеллектуальное начало, метафоричность и неоднозначность образов.
    С середины 1990-х годов стиль и содержание произведений художника меняются. На смену публицистическим, жёстким, обличительным произведениям, выражающим протест, безысходность, приходят другие темы – более светлые, реалистические пейзажи Крыма и абстрактные картины, в которых обозначены родовые тамги, обереги, знаки.
    Новый период созидательного, жизнеутверждающего характера, начался с изучения Крыма, его «лица», глубины традиционной культуры, национальных ремёсел, особое место в которых занимает крымскотатарский орнамент. Имея к тому времени интересную коллекцию предметов и изделий народов Средней Азии, Чурлу сравнивает и обобщает опыт этих родов.
    Наиболее распространёнными видами традиционных ремёсел у крымских татар ещё в начале века были ткачество и вышивка. После депортации традиция ткачества оказалась на грани исчезновения, сохранившись лишь в отдельных семьях. Когда в 1996 году появилась возможность возродить ткачество, Чурлу принимает активное участие в осуществлении программы, которую финансировал Международный (донорский) фонд сотрудничества «Каутерпарт». Мамут Чурлу прочёл цикл лекций по истории килимов, провёл практические занятие по крашению натуральными красителями и разработал шаблоны традиционных орнаментов. Реализация программы была завершена в 1996 году.
    В настоящее время в Судаке, Бахчисарае, Симферополе, других городах и сёлах Крыма ткут и вышивают в домашних условиях из чистой шерсти по эскизам и шаблонам М. Чурлу талантливые мастерицы, обученные по его новой методике. <…>
    Источник: Черкезова, Э. Мамут Чурлу: контрасты жизни на пути созидания/ Э. Черкезова// В поисках утраченной гармонии/Э Черкезова. – Симферополь, 2009. – С. 187–190 : портрет

    Справка
    Родился 1 марта 1946 г. в городе Фергане Узбекской ССР.
    1965 г. – окончил Ферганское музыкальное училище по специальности «Теория музыки».
    1970 г. – окончил Новосибирскую консерваторию им. М. И. Глинки по специальности «Музыковед».
    1975–1979 гг. – открыл художественное отделение детской школы искусств г. Фергана и преподавал там.
    1980 г. – окончил Ферганское училище искусств по специальности «Художественное оформление».
    1980–1987 гг. – работал в области художественного текстиля (гобелен), активно участвовал во всесоюзных и республиканских выставках, а с 1987 года обратился к живописи.
    1983–1986 гг. – преподавал композицию на отделении художественного оформления Ферганского училища искусств.
    С 1988 г. – член Союза художников СССР.
    1989 г. – переехал на родину в Крым и организовал персональные выставки живописи в Москве, Санкт-Петербурге, Симферополе, Феодосии, Севастополе, Дуйсбурге, Хайдельберге, Кёльне, Киеве.
    С 1990 г. – член правления Крымскотатарского фонда культуры. Принимал активное участие в организации первых выставок крымскотатарских художников в Симферополе, а также в создании Крымскотатарской национальной галереи.
    1996 г. – на средства, выделенные фондом международного сотрудничества Kounterpart USAID, успешно реализовал программу возрождения ткачества крымскотатарских килимов.
    1999 г. – за вклад в развитие крымскотатарской культуры награждён Ассоциацией национальных обществ Крыма премией имени Исмаила Гаспринского.
    1999 г. – занимался восстановлением художественных традиций национальной вышивки и керамики.
    2010 г. – присвоено звание «Заслуженный художник Украины».
    2014 г. – член Союза художников России.

    Поделись с друзьями

    Другие записи из этой категории