• X

    Поиск

    vk 2

    facebook

    odnoklassniki

    Instagram

    twitter

    twitter

    Электронные ресурсы библиотеки

    Код для вставки баннера

    Виртуальная справка

    «Концептуальная фотография. Александр Кадников»

     

    Александр КАДНИКОВ. Крымский фотограф-постмодернист

     «В моих фотографиях мысль важнее решающего момента»

    Неиссякаемый источник вдохновения Александра Кадникова, на мой взгляд,  – интеллектуальная любознательность. Он участник групповых выставок, автор персональных проектов и фотоальбомов «The best of  Крым» (2006), «Ошейник» (2006), «Окомiр» (2008), которые притягивают взгляд, восхищают, возмущают, поражают сложностью. Фоторабота, где центр – пупок, вокруг которого вмятины штанин, и та претендует на психологическую драму, обнажая душевную боль, которая не дает покоя автору и зрителю.

    Кадников возвращает фотоискусство в область воображения, это первое, что приковывает внимание публики и критики, которые зачастую называют Александра фотографом № 1 в Крыму.

    Сам Кадников в интервью автору статьи следующим образом комментирует подобные оценки:

    – С одной стороны, приятно, конечно. С другой, знаете, вся эта дилемма первый, второй, десятый… она так относительна. Не имеет значения цифра, имеет значение, что ты на слуху не потому, что проплачиваешь статьи о себе, а потому что твои работы цепляют, находят отклик в подсознании…

    – В сердце…

    – Я бы не сказал… все-таки мои работы больше рассчитаны на умственную разминку, если так допустимо выразиться.

    Александр Кадников говорит со зрителем на языке тонких намеков и случайных предположений, избегая, насколько возможно, модернисткой ясности и определенности. Его творчество перекликается с интеллектуальными играми сюрреалистов и философским символизмом сатирических романов 1960-х годов – «Бойня номер пять» Курта Воннегута, «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери.

    Воплощая собой живой сатирический элемент, Кадников сосредотачивает внимание зрителя исключительно на арт-объекте, не отвлекая публику на свою личность. Его фотоработы и инсталляции необходимо раскладывать по составляющим и отгадывать источники из которых какие заимствованы элементы. Чем лучше зритель знает манеру мастера, тем быстрее разберется в намеках автора.

    Нужно отметить, что Александр не собирался становиться фотографом, а намеревался учиться на сапожника, но вовремя одумался. Через полгода после начала учебы на курсе Аркадия Владимировича Левина у Кадникова сложился творческий союз с Виктором Булычевым, с которым была подготовлена первая выставка. Нужно понимать людоедские нравы советского времени, чтобы оценить смелость поступка. Чтобы ученики выставлялись, насмотревшись журналов с фотографиями чешской школы, такого не было. Выставка имела выраженный сюровый уклон, на который директор училища отреагировал единственно возможным: «Снять!».

    С того момента неприятие неуклонно сопровождает фотографа. Первую персональную выставку «Дальше, дальше, дальше» (Симферополь, 1988) закрыли по указанию Крымского обкома партии как антисоветскую. Перестройка в полном разгаре – золотое время для фотографии: нищие, бродяги, сумасшедшие, переполненные дома престрарелых…. Кадников фиксировал конец эпохи. При этом фотограф увековечивал тех, кому было суждено эпоху пережить, на глазах тех, кому было суждено с этой эпохой уйти… Чтобы получить разрешение на выставку, Кадников с учителем пошли на обман, показав только часть фотографий будущей экспозиции. Обман раскрылся скоро. Ветер перемен в необходимости подобного остросоциального проекта чиновников не убедил. На второй день выставку закрыли.

    С тех пор автор утверждает, что ему «не важна положительная реакция, не важна и отрицательная». Важна реакция как таковая… Тут же Кадников со смехом добавляет: «Я знаю, сильно ругать не будут, потому что все-таки у меня не такие плохие фотографии. А остальное дело вкуса. Я осознанно в свои фотографии вкладываю элемент провокации. Чтобы драть против шерсти».

    В Крыму, по мнению Александра Евгеньевича Кадникова, нет планки. Когда движение идет по замкнутому кругу, почувствовать планку сложно. 2009–2018 гг. для крымского культурного сообщества – время распространения упадочных настроений, внешнего безволия и вместе с тем усиленного внутреннего брожения, чреватое внутренними конфликтами, подготавливающими реакцию на эти настроения.

    Новые проекты Кадникова  – долгожданное событие. Редко мастер повторяется, и новые выставки возлагаемый на них интерес оправдывают. Удачным выстрелом было участие Кадникова в арт-проекте «Начистоту: радости и страхи крымских художников». Любители искусства наслаждались творением «Reminiscor», не утруждаясь разгадкой всех хитростей. Но мы помним, что в произведениях постмодернистского искусства всегда кроется нечто большее, чем кажется на первый взгляд. Кадников поставил эксперимент, полный искусного издевательства и невозмутимого цинизма. Как и Дюшан, сильно повлиявший на творчество постмодернистов, – Кадников любит пошутить. И потому его искусство, так же как искусство всех постмодернистов, может показаться банальным, глупым, издевательским и изредка это и в самом деле так, но в целом – нет. Лучшие образцы его искусства, сделаны остроумным наблюдателем, который смотрит на мир с восхищением и неприязнью.

    «Нельзя возлагать на искусство миссионерские вопросы, нельзя думать, что оно кого-то в силах изменить. Художник может делать что угодно, но при этом не преступать табу религиозного, сексуального плана. Вседозволенность – пагубна».

    В попытке найти соседство, где творчество одного автора вдохновляет на поиски другого, Кадников видится в паре с современным английским фотографом и фотожурналистом, представителем документальной фотографии Мартином Парром. Бросается в глаза схожесть взглядов на предмет, жизнь вокруг. Для обоих авторов фото ноги или только ногтя в репортажной съемке нормально. Даже ожидаемо. При этом образ не исчерпывается элементарной аллегоричностью. Он полон напряженного противоборства с банальностью, это составляет эстетическую ценность и содержательность творчества крымского автора, хорошо известного за пределами полуострова, который больше тридцати лет успешно обманывает профессионалов, не давая с первого взгляда  понять, о чем идет речь в его работах.

     

    Шевкет Кешфидинов

      

    Справка

    1967 г. – родился в г. Симферополе, Крым.

    1984 г. – вместе с одногруппником Виктором Булычевым создал творческий союз «КаБул». Первая фотовыставка.

    1985 г. – окончил училище по классу фотодело.

    1988 г. – первая фотовыставка «Дальше, дальше, дальше…» (г. Симферополь), которая была закрыта по указанию Крымского обкома партии как антисоветская.

    1991 г. – персональная выставка «Сурдоперевод» в Краеведческом музее (г. Симферополь).

    2003 г., 2005 г., 2007 г. – участвовал в трех Киевских фотобиеннале.

    2006 г. – альбомы «The best of Крым» и «Ошейник». В галерее «РА» в Киеве состоялась его персональная выставка «Неопубликованное».

    2007 г. – персональная выставка «Солянка» в Художественном музее Энергодара.

    2008 г. – альбом «Окомiр» (Глазомер). Персональная выставка «Тьматаракань» в галерее «Ягалерея» (г. Киев).

    2009 г. – участвовал в месяце фотографии в Братиславе. Персональная выставка «Люди в красном» в галерее «РА» (г. Киев).

    2010 г. – участвовал в фотобиеннале современного искусства в Кельне. Участвовал в Севастопольском фестивале «Война и мир». В галерее  «Ягалерея» (г. Киев) прошла его персональная выставка «Громкоговоритель: Тактиль, Архитип и гамма Голос» (при участии Павла Макова и Нины Мурашкиной).

    2011 г. – персональная выставка  «Rape culture» (Культура насилия) в галерее «Дзиґа» (г. Львов).

    2012 г. – участвовал в основном проекте первого Киевского международного биеннале современного искусства Arsenale 2012 – «Лучшие времена, худшие времена. Возрождение и апокалипсис в современном искусстве» (г. Киев).

    Фотоперфоманс «KONTRAСВЕТ» в Центральном музее Тавриды (г. Симферополь).

    Персональная выставка «Heidelberg. Сенсибилизация» в музее истории (г. Симферополь).

    Персональная выставка «Фото на память» в рамках проекта ГОГОЛЬfest (г. Киев).

    Персональная выставка «Симферополь. Impressionen» в Хайдельберге (ФРГ)

    2013 г. – персональная выставка «Призма спокойствия» в рамках международного фестиваля визуальной культуры VIZII в «ЯГалерее» (г. Киев).

    2014 г. – персональная выставка «ИЛЛЮЗИя ПАМЯТИ» в Центральном музее Тавриды (г. Симферополь).

    2015 г. – на конкурсе «Фотограф года 2015» получил три награды в категории «Профессионал». В Городском парке культуры и отдыха в Симферополе состоялась его персональная выставка «Вальс-Ностальгия».

    2015–2018 гг. – участник арт-проектов творческого объединения «Крымский мост», которые проходили в Крымской республиканской универсальной научной библиотеке им. И. Я. Франко.

    2017 г. – в Крымской республиканской универсальной научной библиотеке им. И. Я. Франко состоялась персональная фотовыставка «Театр – жизнь – женщина».

    В отделе документов по искусству регулярно проходят собрания фотоклуба «Солнцеклёш» и занятия фотошколы «СКИФ», на которых Александр Кадников и Арвидас Шеметас делятся своим опытом.

    Поделись с друзьями

    Другие записи из этой категории