• X

    Поиск

    vk 2

    facebook

    odnoklassniki

    Instagram

    twitter

    twitter

    Электронные ресурсы библиотеки

    Код для вставки баннера

    Виртуальная справка

    «Женщина: о времени и о себе»

    ИЩИТЕ ЖЕНЩИНУ В БИБЛИОТЕКЕ

    «Ищите женщину», – говорят французы. А нам и искать не надо! Сразу 35 женщин – умниц, красавиц, художниц – приняли участие в тематической экспозиции «Женщина: о времени и о себе». Последние десять лет подобные выставки не проводились, эта творческая акция возрождает традицию «весенней женской выставки». По условиям отбора экспозицию составили работы, выполненные авторами уже в новом тысячелетии. Выставочное пространство, в котором представлено более ста работ, сформировано по основным направлениям современного изобразительного искусства: живопись, графика, фэшн-дизайн, фитокомпозиции.
    Поражает креативность крымчанок, разнообразие образов, техник и жанров и временной разлет: от 21 года (Дарья Субботина) до 92-х (Анна Олейник). Матери и дочери, бабушки и внучки, преподаватели вузов и свободные художницы – с разных сторон, но с одинаковым воодушевлением размышляют о роли женщины в этом непростом мире «белых мертвых мужчин», об изменившихся реалиях, метаморфозах имиджа XXI века и вечных ценностях жизни. Работают маслом и темперой, акварелью и гуашью, акрилом, сангиной и пастелью. Представлены жанры портрета и автопортрета, романтического натюрморта, пейзажа, сюжетной картины, книжной графики, декоративной композиции, мистического реализма, графики фэшн-дизайна. А имена какие: Татьяна Дыманова-Голынская, Наталья Перова, Екатерина Балкинд, Елена Молчанова, Людмила Грейсер, Зарема Трасинова, Наталья Золотухина, Виктория Меренкова, Татьяна Кислова, Анастасия Зинченко, Вероника Шевчук, Елена Юшина! И многие-многие другие.
    Наши современницы представили специфический «горизонтальный срез» крымского изобразительного искусства, образ «женщины третьего тысячелетия», образ крымчанки. Безусловно, портрет и автопортрет – наиболее «исповедальные» жанры живописи, но не менее искренним может оказаться и натюрморт, и крымский пейзаж, и сюжетная композиция. А специфика женского восприятия натуры, эмоциональный портрет женщины сквозь призму эпох, как оказалось, существенно отличаются от обобщенно-метафорических образов художников-мужчин.
    Проблема образного ощущения мира во всем его многоцветии – тема творчества известной крымской художницы Татьяны Дымановой-Голынской. Ее работы «Однажды в Гурзуфе», «Обнаженная», «Цвет граната» украсили главную выставочную стену.
    Людмила Грейсер считает, что «женщина и цветок – родственницы». Ей удается передать не только внешнюю красоту цветов, но и внутреннее состояние мотива («Хурма», «В сиреневых тонах», «Пестрый букет»). «Главные героини» картин меняются, неизменным остается творческий поиск мастера, высокий профессионализм талантливого живописца, сердечность и доброжелательность автора. Коллеги и зрители неизменно отмечают приверженность Людмилы Мироновны крымской тематике, узнаваемый «почерк» опытного акварелиста и прекрасные человеческие качества, без которых художник такого уровня невозможен – открытость навстречу новым веяниям, искренность, свой стиль.
    Тонкое изящество непростой живописи Елены Молчановой естественно и благородно вписалось в выставочное пространство экспозиции («Куклы моего детства», «Отдых реставратора», «Белая сирень»).
    Эмоции любви и дружбы, полет творческой фантазии, глубокие размышления о творчестве и его месте в сегодняшнем мире – эти аспекты нашли свое отражение в картинах Натальи Золотухиной. Нежный пастельный колорит, близкий к квадрату формат большинства работ создают ощущение колористической стабильности, гармонии и красоты. Контрасты художница ищет и находит в темах, сюжетах, композиционном построении отдельных полотен, уверенно развивая направление мистического реализма («Глаза луны», «Гадалка», «Обрати внимание»).
    Работы Татьяны Кисловой с первого взгляда привлекают внимание «легким дыханием», артистизмом и высоким профессионализмом. Одинаково успешна она и в акварели, и в технике масляной живописи, и в росписи по шелку (холодный батик «Птица-город», серия акварелей).
    Осваивает разные жанры живописи и Екатерина Балкинд: традиционные для крымских художников пейзаж и натюрморт, портрет в сложной стилистике постмодерна, сюжетную картину. В экспозицию вошли ее работы «Белая скала» и портрет «Блондинки».
    Удивительный пример творческого и человеческого оптимизма блестяще продемонстрировала наша современница и землячка, заслуженный художник РК, 92-летняя Анна Петровна Олейник. При взгляде на ее свежий пейзаж «Набережная Ялты» 2015 года высокие слова о мастерстве, особой живописной одаренности, чувстве цвета, композиции и формы рождаются сами собой.
    Наталья Перова солнечна, артистично-небрежна, дозированно-эпатажна, женственна и чуть кокетлива. О ней писал известный художественный критик Рудольф Подуфалый: «Предельно открытое, всегда готовое ответить на “вызов судьбы”, ее искусство находится в напряженном диалоге с действительностью, в состоянии спора, конфликта не только с другими, но и с самим собой… Нечто вызывающее, преднамеренный эпатаж и артистическое озорство есть в ее восхитительных портретах девушек-подростков, где угловатость образа приобретает столь гротескный характер, что выходит за рамки не только женственности, но и “антропоморфности”. Стихия искусства Наташи Перовой – это область сильных чувств, глубоких переживаний, ярких событий, врезающихся в память».
    Самыми поэтичными названиями традиционно отличаются работы Елены Юшиной. Это и «Весна на отдельно взятом балконе», и «Просто летний дождь», и «Опять влетит («Кобальтовая чашка»)» и конечно «Неоконченный автопортрет» с желтыми хризантемами.
    Вероника Шевчук работает в сложной технике темперной и акриловой живописи. В ее сюжетах достаточно активно звучат темы любви, семьи и материнства. Господствующая полифония цвета полотен поддерживает оптимистическое звучание образов, не отрицая доли художественного вымысла. Узнаваемые образы балерин, юных девушек, портреты дочери и внучек, символические образы, крымская мифология – вот круг вопросов, которые интересуют автора («Девушка с браслетом», «Балерина в желтом»). Татьяна Шевченко представила свою серию пастельных грим-портретов («Индианка», «Сказочник», «Лесная фея Мавка»).
    Кому-то из зрителей, несомненно, понравятся утонченно-живописные пейзажи Людмилы Кушнеревой, другого наведет на размышления лаконичная академическая графика Заремы Трасиновой, третьего, определенно, привлекут работы художниц «новой волны» Александры Сырбу, Анастасии Зинченко, Анны Рыжковой.
    За работу понравившегося автора можно было проголосовать, чтобы, как в старые добрые времена тематических выставок Рудольфа Подуфалого, общими усилиями определить победителя номинации «Приз зрительских симпатий». Благодаря серьезной организационно-подготовительной работе куратора проекта Шевкета Кешфидинова и заведующей отделом документов по искусству Елены Устюжаниной к осуществлению проекта присоединились спонсоры (Культурно-этнографический центр «Одун-базар къапусы», туристическая фирма «АКВАТУР», ООО «Геоконтур»). Впервые за много лет издан полноцветный именной каталог, отпечатан плакат. Экспозиция была дополнена фитокомпозициями и книжно-иллюстративной выставкой «Образ женщины в искусстве» из фондов библиотеки. На финисаже выяснилось, что по итогам голосования «На приз зрительских симпатий» третье место разделили между собой Зарема Трасинова («Татарская мадонна») и Елена Юшина («Неоконченный автопортрет»). Второе место – у Дарьи Субботиной (декоративное панно «Primavera»). Победительницей зрительского голосования стала «Девушка в черной перчатке» Анастасии Зинченко. Одну из своих работ художница подарила библиотеке.
    А участница выставки, художник и педагог Елена Алексеева выразила общую мысль: «Крым – это территория творческой реализации женщин!»

    Екатерина БОРОДИНА

    Поделись с друзьями

    Другие записи из этой категории