• X

    Поиск

    vk 2

    facebook

    odnoklassniki

    twitter

    Электронные ресурсы библиотеки

    Код для вставки баннера

    Виртуальная справка

    Усеинов Рамазан

    И Я ПОЗНАЮ МУДРОСТЬ И ПЕЧАЛЬ

    Музыка цвета: полотна «крымского периода»

    «Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста»,  – не без оснований констатировал знаменитый Пикассо. А если, став художником, продолжать работать с детьми? Быть может, тогда откроется секрет успеха объединенной выставки в библиотеке преподавателей и учащихся Симферопольской детской художественной школы. Хотя, нужно признать, что выставки преподавателя школы, живописца Рамазана Усеинова всегда привлекают внимание и интерес зрителей, будь то персональная,  общегородская или групповая. А на вернисаж  экспозиции «Страна чудес и волшебства» в Мраморном зале Крымской республиканской универсальной научной библиотеки им. И. Я. Франко  собрался вообще «весь Крым» –  друзья и  коллеги по  живописному цеху, представители городской администрации, музейные  работники,  журналисты, преподаватели и студенты художественных вузов.

    Рамазан родился в Самарканде, учился в Ташкенте, серьезно выставляться начал в Москве, в 1988 вступил в профессиональный творческий Союз  художников СССР. В Крым явился достаточно зрелым мастером. Но именно в Крыму, как у юного Пушкина, раскрылись новые грани таланта одаренного колориста, художника-мыслителя. Полотна «крымского периода» охватывают значительный период работы мастера рубежа веков, знакомят зрителей с различными аспектами его творчества, оригинальными живописными техниками и жанрами.

    Сильные без агрессивности, поэтичные без слащавости, произведения художника представляют особый мир  –  стилизованный и глубоко реалистичный одновременно. Картины,  в основном сюжетные композиции, в силу внутреннего родства составляют своего рода концептуальные  серии. В первую очередь –  это особенно близкая  художнику тема дороги, далее – исторические реминисценции, и наконец – образ «Прекрасной дамы».

    Тема жизненного пути, обобщенный образ дороги-жизни, в которых Рамазан Усеинов достигает почти библейских высот,  раскрывается в полотнах «Мастер», «Утомленная колесница», «Одинокий странник». Исторические корни отчетливо видны в  триптихе «Аю-Даг», монументальных фресковых композициях «Тавр», «Согдийские послы», программной работе начала века «Каменный самородок».

    И – образ прекрасной женщины, с особой поэтичностью стилизованный в картинах «Подруги», «Дама с вуалью», «Сюзанна», «Золотая кукушка» и других.

    Эта композиционная разносторонность художника, это свойство таланта живописца-психолога  подчеркивает ощущение современности  работ  нашего выдающегося мастера кисти, глубинное созвучие  его живописи  самым актуальным тенденциям в изобразительном искусстве.

    Нет, наверное, такого художника на свете, кто прожил  жизнь невозмутимо и безмятежно. Немало трудных лет пережил и Рамазан Усеинов. Искал себя в разных направлениях,  пережил неизбежный практически для каждого творческого человека «кризис  жанра», в трудах и преодолениях обрел «новый живописный язык», нашел свой путь и стремится достичь совершенства на этом пути. Очень точно эти назревшие перемены в творчестве коллеги подметила искусствовед Лейля Таирова: «… жизнь мастера редко  представляет безмятежный путь. С другой стороны, если личность художника значительна и самобытна, его творческая эволюция по мере роста претерпевает  изменения. Реализовав определенную манеру или систему, художник не может дольше задерживаться на них и, найдя свежий импульс, идет дальше. Перед выбором оказался и Рамазан Усеинов. По его словам, трехлетний перерыв, оторванность от любимого дела были для него мучительны. И даже спустя много лет  он не может объяснить, как наступил момент озарения. «Испортив кучу холстов, весь вымазанный краской, я вдруг бросил взгляд на одеяло, сшитое из пестрых цветных лоскутков, в голове появились образы, и я понял, как и что надо писать».

    В самом деле,  живопись Усеинова рубежа веков подобна мозаичному панно, либо драгоценному золотистому витражу, а то и старинной чеканке, покрывшейся благородной патиной времени. Полотна словно  светятся, переливаясь изнутри.  Живописи такого уровня  даже в изначально живописном Крыму немного.

    В работах «Мой дед», 1999, Триптих «Аю-Даг», 2001,  «Утомленная колесница», 2001; «Каменный самородок» и «Согдийские послы»,  2003, «Садовник», 2004  Рамазан – графичен, строг, порой подчеркнуто  лаконичен, почти «двухцветен». Очевидно, что автор выходит на новый уровень осмысления и творческого перевоссоздания мира. Героем его драматургических полотен этого времени чаще всего становится мужчина. Это путник и музыкант, садовод и сельский мастеровой, отец семейства и государев посол. И примечательно, что кроме всадника в панно 2005 года «Тавр», образ воина, охотника, борца и бойца не  слишком привлекает художника.

    Если же обратиться к неисчерпаемой теме «Женщины», то невозможно не  разглядеть, что поэтика вечной женственности представлена Рамазаном в образе, очень далеком от модного идеала «подиумной  красотки». Однако  духовная и живописная убедительность имиджа его изящных, полных внутреннего достоинства женщин, властно влечет к себе и заставляет предпочесть их, таких земных и разных, стереотипу унифицированной «модной картинки».

    Еще одной характерной особенностью творчества мастера является сюжетность, литературоцентричность его произведений, в определенном смысле – драматургия живописи. Мы уже отмечали, что на своих полотнах Рамазан создает удивительный мир – свой собственный театр с особенной тематикой, со своими персонажами, оригинальным имиджем. Его герои узнаваемы и очень характерны, однако  и драматичны при всей их колористической лучезарности. В них заложен совсем непростой,  порой даже трагический смысл. Картины, очевидно, перерастают местное значение прекрасных живописных полотен. Они глубоко духовны, философичны, требуют особой настроенности, сосредоточенности, сотворчества со стороны зрителя. Невольно вспоминаешь о непростой взаимосвязи «времени художника и времени зрителя». И  если зритель и соучастник творческого процесса создания произведения искусства не торопится, а, выбрав понравившуюся работу, внимательно вглядится в нее, ему откроются и второй и третий смысл многогранных полотен.

    «Поэты не рождаются случайно,

    Они летят на землю с высоты…», – понял в свое время Игорь Тальков. Наверное, то  же самое можно сказать и о художниках.

    Екатерина БОРОДИНА

     

    Справка

    Рамазан Эннанович  Усеинов (1949 года рождения).

    Живописец, преподаватель.

    Рамазан Усеинов родился в 1949 году в Самарканде.
    В 1971 году окончил живописно-педагогический факультет Ташкентского Республиканского художественного училища им. П. Бенькова. Начал работать в Художественном фонде Самарканда в качестве художника-монументалиста.
    В 1988 году принят в ряды профессионального Союза художников СССР.
    В 1993 г. с семьей переехал в Крым.
    В 1998 г. принял участие во Всеукраинском триеннале живописи, получил премию за картину «Перелет птиц»,  в 2001 стал заслуженным художником АР Крым, в 2009 удостоен звания заслуженного художника Украины и Лауреата премии АР Крым.
    2000 г. – «1+1+1+1+1+1» – групповая выставка крымских художников в Центральном выставочном зале СХ Крыма.
    2002 г. – персональная выставка в Центральном доме художника (Москва).
    С 2004 г.  преподает в Симферопольской детской художественной школе.
    Активно работает творчески, выставляется. Произведения Рамазана Усеинова экспонируются в музейных и частных собраниях Болгарии, Турции, Израиля, Америки, Германии, Украины, музеях Крыма.
    2005 г. – выставка в галерее «Алла Роджерс» (Вашингтон).
    2010 г. – «Юбилей с друзьями» (Центральный выставочный зал СХ Крыма).
    2011 г. – Гран-при за картину «Ахлад» на выставке творческой лаборатории «ТУРК-СОЙ» (Анкара, Турция).
    2014 г. – дуэтная выставка «Восточный ветер» с Натальей Перовой (Центральный выставочный зал СХ Крыма).

    Рамазан Эннанович  Усеинов сотрудничает с библиотекой. В последние годы  участвовал в арт-проектах «Крымский мост», 2016, совместной выставке преподавателей и учащихся художественной школы «Страна чудес и волшебства». Будучи преподавателем  Художественной школы, активно приобщает учащихся к мероприятиям отдела.

     

     

     

    Поделись с друзьями

    Другие записи из этой категории