ФЕДОТОВ ОКТЯБРЬ
04 декабря 2015, 13:17
ТИШИНА КРЫМСКИХ ДОЛИН
«С такой фамилией он не мог не стать художником, это прямое указание судьбы!», – сказал про Октября Петровича Федотова на его персональной выставке 2003 года директор Ассоциации заповедников и музеев Крыма Александр Неведров.
И Октябрь Федотов художником стал. Учился в Симферопольском художественном училище в начале 50-х, в мастерской известного живописца Валентина Бернадского, уже тогда обратившего внимание на одаренного и трудолюбивого студента. Самозабвенно, углубленно и настойчиво работал молодой художник над совершенствованием композиции, точностью рисунка, оригинальным колоритом, как будто и не стремясь к выставкам, широкой известности. Случались, конечно, и республиканские выставки, и союзные, и плодотворные творческие командировки; но по большому счету Октябрь Федотов, ставший лишь в 1994 году членом Национального Союза художников Украины, выставлялся немного. Еще меньше своих работ он продавал, разве что отдавал в музеи. «Он не делал деньги, он делал картины», – точно определил творческое кредо художника известный крымский мастер Олег Грачев.
На юбилейной выставке 2008 года в библиотеке, приуроченной к 75-летию, маститый художник словно заново открылся, предстал перед давними друзьями и коллегами, удивленными и благодарными зрителями во всей полноте своего яркого, своеобразного дарования. В экспозиции были представлены и работы последних лет, и картины 90-х годов, и даже 60-70-х. «Весна в предгорьях» (1960), «Арпатская долина. Ноябрь» (1980), «Ай-Серез после дождя» (1990), «Следы былого» (1990), «Золотой каньон» (1992), «Осенний покой» (1995), «Древняя земля» (1996), «Холмы, опаленные солнцем» (2008) . Анализируя его пятидесятилетний путь в искусстве, уже определенно можно утверждать, что творчество Октября Петровича Федотова безраздельно посвящено уникальной природе и красоте Крыма – его могучим горам, отрадным тенистым долинам, удивительному высокому небу, прекрасным, чудодейственным деревьям, историческим артефактам, самой мистической атмосфере загадочного первозданного «природного заповедника», удивительно соразмерного человеку, и в то же время не допускающего ни фамильярной близости, ни тем более – панибратства.
На эту характерную особенность внутреннего мира и художественной манеры творца обратила внимание заведующая кафедрой культурологии философского факультета ТНУ Диана Берестовская, отметившая особое место Крыма и как особой географической точки на карте мира, и полуострова неповторимого культурно-исторического развития, и благодатного края, вдохновившего не одно поколение художников.
Живописные полотна Федотова непросто объединить в какие-либо монолитные циклы, наподобие «розового и голубого» периодов творчества Пикассо. Скорее похожи они на мощную дружину витязей былинного пушкинского Черномора, ряд за рядом выступающих на свой богатырский дозор. Их жизнь словно продолжается и после окончания работы художника. Пробежали облака за окном, и долины на полотнах будто нахмурились; заискрило бликами солнце и тотчас горные пики на картинах мастера осветились золотом.
Галина Федотова, искусствовед Симферопольского художественного музея, писала о творчестве мужа: «Его картины окутаны очарованием крымского пейзажа и романтикой крымской истории. Своим восприятием Крыма он близок художникам «Киммерийской школы», воспринимавшим эту землю как древнюю Тавриду, Киммерию, землю величественную и прекрасную, овеянную дыханием прошедших веков, землю, мимо которой, согласно «Илиаде» Гомера, проплывали ладьи Одиссея.
Он всегда пишет хорошо знакомые и любимые места восточного побережья полуострова, стремясь к художественному обобщению и передаче настроения. В основе пейзажных образов этих картин – внутренняя жизнь природы, ее поэзия, величие и красота… и многочисленные следы, оставленные на этой земле культурами Запада и Востока, так органично вписанные в окружающий пейзаж».
Уже более полувека картины Октября Федотова привлекают внимание любителей живописи образным и колористическим своеобразием, декоративной фактурностью, прочувствованным, несуетным рассказом автора об увиденном и пережитом. Мастер находит метафорические и одновременно точные названия для своих нечастых, но очень ожидаемых экспозиций: «Тишина осенних долин», «Золотые холмы Тавриды», «О Крыме ушедшем». Творчество нашего талантливого живописца, столь тонко одаренного колористически, будто перекликается с искусством поэта, который из привычных, обиходных слов творит нечто новое, яркое, вдохновенное. Полотна мастера становятся торжественной одой во славу родного края, призывают к искреннему диалогу с природой, раздумьям о судьбе и будущем этой первозданной красоты. Вечной ли?
Екатерина БОРОДИНА
Справка
Октябрь Петрович Федотов (1933 года рождения).
Живописец.
Октябрь Федотов родился в 1933 году. Окончил Крымское художественное училище имени Самокиша в 1953-м. В Национальный Союз художников Украины был принят в 1994-м.
Основной жанр – пейзаж. Работает также в жанрах портрета и натюрморта. Мастер обладает редким даром узнаваемого авторского почерка, многослойной художественной образности природных мотивов, своеобразия живописной палитры, убедительности поэтических метафор.
Творческую манеру художника можно охарактеризовать как романтико-метафорический реализм. Произведения хранятся в музеях Крыма (Симферопольском и Севастопольском художественном музеях, в Этнографическом музее частных собраниях России, Украины, других стран.
Художник живет и работает в Крыму.
В библиотеке и отделе документов по искусству прошел ряд выставок мастера:
2008 – «Древняя земля Тавриды».
2010 – «Киммерия. Таврида. Крым».













Поиск