• X

    Поиск

    vk 2

    facebook

    odnoklassniki

    Instagram

    twitter

    twitter

    Электронные ресурсы библиотеки

    Код для вставки баннера

    Виртуальная справка

    ФЕДОТОВ ОКТЯБРЬ

    ТИШИНА КРЫМСКИХ ДОЛИН

    «С такой фамилией он не мог не стать художником, это прямое указание судьбы!», – сказал про Октября Петровича Федотова на его персональной выставке 2003 года директор Ассоциации заповедников и музеев Крыма Александр Неведров.

    И Октябрь Федотов художником стал. Учился в Симферопольском художественном училище в начале 50-х, в мастерской известного живописца Валентина Бернадского, уже тогда обратившего внимание на одаренного и трудолюбивого студента. Самозабвенно, углубленно и настойчиво работал молодой художник над совершенствованием композиции, точностью рисунка, оригинальным колоритом, как будто и не стремясь к выставкам, широкой известности. Случались, конечно, и республиканские выставки, и союзные, и плодотворные творческие командировки; но по большому счету Октябрь Федотов, ставший лишь в 1994 году членом Национального Союза художников Украины, выставлялся немного. Еще меньше своих работ он продавал, разве что отдавал в музеи. «Он не делал деньги, он делал картины», – точно определил творческое кредо художника известный крымский мастер Олег Грачев.

    На юбилейной выставке 2008 года в библиотеке, приуроченной к 75-летию, маститый художник словно заново открылся, предстал перед давними друзьями и коллегами, удивленными и благодарными зрителями во всей полноте своего яркого, своеобразного дарования. В экспозиции были представлены и работы последних лет, и картины 90-х годов, и даже 60-70-х. «Весна в предгорьях» (1960), «Арпатская долина. Ноябрь» (1980), «Ай-Серез после дождя» (1990), «Следы былого» (1990), «Золотой каньон» (1992), «Осенний покой» (1995), «Древняя земля» (1996), «Холмы, опаленные солнцем» (2008) . Анализируя его пятидесятилетний путь в искусстве, уже определенно можно утверждать, что творчество Октября Петровича Федотова безраздельно посвящено уникальной природе и красоте Крыма – его могучим горам, отрадным тенистым долинам, удивительному высокому небу, прекрасным, чудодейственным деревьям, историческим артефактам, самой мистической атмосфере загадочного первозданного «природного заповедника», удивительно соразмерного человеку, и в то же время не допускающего ни фамильярной близости, ни тем более – панибратства.

    На эту характерную особенность внутреннего мира и художественной манеры творца обратила внимание заведующая кафедрой культурологии философского факультета ТНУ Диана Берестовская, отметившая особое место Крыма и как особой географической точки на карте мира, и полуострова неповторимого культурно-исторического развития, и благодатного края, вдохновившего не одно поколение художников.

    Живописные полотна Федотова непросто объединить в какие-либо монолитные циклы, наподобие «розового и голубого» периодов творчества Пикассо. Скорее похожи они на мощную дружину витязей былинного пушкинского Черномора, ряд за рядом выступающих на свой богатырский дозор. Их жизнь словно продолжается и после окончания работы художника. Пробежали облака за окном, и долины на полотнах будто нахмурились; заискрило бликами солнце и тотчас горные пики на картинах мастера осветились золотом.

    Галина Федотова, искусствовед Симферопольского художественного музея, писала о творчестве мужа: «Его картины окутаны очарованием крымского пейзажа и романтикой крымской истории. Своим восприятием Крыма он близок художникам «Киммерийской школы», воспринимавшим эту землю как древнюю Тавриду, Киммерию, землю величественную и прекрасную, овеянную дыханием прошедших веков, землю, мимо которой, согласно «Илиаде» Гомера, проплывали ладьи Одиссея.

    Он всегда пишет хорошо знакомые и любимые места восточного побережья полуострова, стремясь к художественному обобщению и передаче настроения. В основе пейзажных образов этих картин – внутренняя жизнь природы, ее поэзия, величие и красота… и многочисленные следы, оставленные на этой земле культурами Запада и Востока, так органично вписанные в окружающий пейзаж».

    Уже более полувека картины Октября Федотова привлекают внимание любителей живописи образным и колористическим своеобразием, декоративной фактурностью, прочувствованным, несуетным рассказом автора об увиденном и пережитом. Мастер находит метафорические и одновременно точные названия для своих нечастых, но очень ожидаемых экспозиций: «Тишина осенних долин», «Золотые холмы Тавриды», «О Крыме ушедшем». Творчество нашего талантливого живописца, столь тонко одаренного колористически, будто перекликается с искусством поэта, который из привычных, обиходных слов творит нечто новое, яркое, вдохновенное. Полотна мастера становятся торжественной одой во славу родного края, призывают к искреннему диалогу с природой, раздумьям о судьбе и будущем этой первозданной красоты. Вечной ли?

    Екатерина БОРОДИНА

    Справка

    Октябрь Петрович Федотов (1933 года рождения).

    Живописец.

    Октябрь Федотов родился в 1933 году. Окончил Крымское художественное училище имени Самокиша в 1953-м. В Национальный Союз художников Украины был принят в 1994-м.
    Основной жанр – пейзаж. Работает также в жанрах портрета и натюрморта. Мастер обладает редким даром узнаваемого авторского почерка, многослойной художественной образности природных мотивов, своеобразия живописной палитры, убедительности поэтических метафор.
    Творческую манеру художника можно охарактеризовать как романтико-метафорический реализм. Произведения хранятся в музеях Крыма (Симферопольском и Севастопольском художественном музеях, в Этнографическом музее частных собраниях России, Украины, других стран.
    Художник живет и работает в Крыму.
    В библиотеке и отделе документов по искусству прошел ряд выставок мастера:
    2008 – «Древняя земля Тавриды».
    2010 – «Киммерия. Таврида. Крым».

    Поделись с друзьями

    Другие записи из этой категории