• X

    Поиск

    vk 2

    facebook

    odnoklassniki

    twitter

    Электронные ресурсы библиотеки

    Код для вставки баннера

    Виртуальная справка

    ДЖЕППАРОВ КЯЗИМ

    АПОРИИ ХУДОЖНИКА ДЖЕППАРОВА: ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ

    Поистине неиссякаем источник возрождения крымских мастеров. Уж, кажется, давно знаешь всех художников поименно, следишь за творческим развитием известных и начинающих. И все-таки время от времени вдруг всплывают, словно из небытия, новые поразительные открытия. В 2011-м году таким открытием стала памятная выставка в отделе документов по искусству библиотеки имени Франко – экспозиция Кязима Джеппарова «Рождение смерти».

    – Как несправедлива жизнь к такому художнику, как Кязим Джеппаров, – с грустью заметил на вернисаже Николай Моргун, председатель Крымской организации Национального Союза художников. – Ему было отпущено судьбой всего полвека. А ведь – это художник не крымского уровня, даже не украинского. Это величина мирового масштаба. И я вполне отдаю себе отчет, говоря о нем в таком тоне. Считаю, что мне повезло быть его современником, и очень сожалею, что не был лично знаком. Творческое наследие художника Джеппарова еще не осмыслено в полной мере. Образный строй его работ, яркая индивидуальность художественной манеры ждут своего исследователя».

    Оригинальное и самобытное творчество Джеппарова поражает с первых же увиденных работ, не поддающихся пока никакой классификации. «Лирический примитив» – так можно условно определить его художественное кредо. Это беспредельная искренность вкупе с великолепной колористикой, отточенной графикой, профессиональной композицией холста. В экспозиции представлены в основном малоформатные работы художника, но небольшой размер не только не мешает, он скорее возвеличивает. Работы серии «Маленький человек» буквально «втягивают» в себя. Каждый образ, будь то «Шарманщик», «Сторож» или «Историк», – предельно индивидуален, и в то же время – глубоко символичен. Этого необыкновенно трудно достичь, это – «олимпийский» уровень для любого художника».

    По целому ряду причин в наше время изобразительное искусство теряет психологизм. А в работах Кязима Джеппарова образно-психологическая характеристика становится композиционным центром, ядром произведения. Даже «ориентальность» героев абсолютно неформальная, каждый узнаваем вплоть до национальности.

    Кязим Джеппаров родился уже после войны, в 1947 году, в городе Волжске, Марийской АССР, куда попали его родители после депортации. Через десять лет семья перебирается в Сухуми. Талантливый мальчик заканчивает там сначала художественную школу, потом – училище. И, получив диплом, работает художником-оформителем в мастерских худфонда Грузии. Параллельно начинает пробовать свои силы в создании первых художественных выставочных серий. Активно выставляется, пишет работы на заказ. Художник осваивает разные манеры и техники. И хотя живопись остается для него самым главным делом жизни, Кязим осваивает графику, чеканку, ювелирное дело.

    В 1990 году Джеппаров вступает в ряды членов Союза художников СССР и получает приглашение на работу в художественный фонд Санкт-Петербурга. Своеобразная артистическая атмосфера северной столицы, знакомство с богатейшими музейными коллекциями Петербурга, новая художественная среда, несомненно, оказали определенное влияние на его творчество. Появляются новые герои, тоньше становится цветовая гамма, обостряется интерес к передаче внутреннего состояния человека, все отчетливее звучит тема поиска смысла жизни. В работах 90-х годов просматриваются не «цитаты», а отзвуки художественного строя работ Шагала и Пиросмани, Руссо-«таможенника». Возникает некий отсыл к наивному искусству ХХ века или примитивизму ХIХ-го. Однако его работы – это отнюдь не те условно-трогательные картинки, не отягощенные грузом художественно-идеологических или профессиональных задач, налагаемых современной цивилизацией на художника, к которым мы уже привыкли. Подобным видением обладали художники древних традиционных культур, оно характерно для детского творчества и так умиляет иногда в работах любителей и непрофессиональных народных мастеров.
    Джеппаров же продолжает оставаться абсолютно профессиональным художником очень высокого уровня. Это проявляется в глубине и нестандартности эстетического восприятия мира, в оценке и критической интерпретации явлений окружающей его жизни. Он виртуозно владеет приемом живописного гротеска, вскрывающего истинную сущность явлений, однако в характеристиках своих героев держится золотой середины: старается избегать как сарказма, так и трагизма. Художник работает широко и мощно, легко переходя от одной манеры к другой, одинаково уверенно чувствуя себя и в области традиционного фигуративного искусства, и мистического концептуализма, и в создании абстрактно-декоративных композиций.
    «Творческое наследие этого выдающегося художника, а это более сотни только живописных полотен, можно разделить на несколько периодов, – анализирует Эльмира Черкезова, искусствовед, главный экспозиционер этого проекта. – Серия «Маленький человек» – это сухумский период. В ней художнику с редкой выразительностью удалось через малое показать великое. Он словно вовлекает зрителя в социально-психологические отношения, возникающие как в процессе человеческого общения, так и в одиноких размышлениях или работе. Серия «Прекрасная дама» – Петербургский период. Блестящие реалистические и условно-декоративные портреты представляют идеальную Героиню мастера в разных ипостасях – от сказочной «Феи», до постмодернистской «Дамы в белом». В серии «Странствующие музыканты» идет рассказ о вечной теме странничества, поиска своего места на земле, и шире – смысла нашей краткой, как миг, земной жизни. И, наконец, последняя «Пейзажная» серия полностью посвящена Крыму, где художнику довелось после долгих лет собственных странствий, прожить всего около года.
    Острота восприятия, глубина философского осмысления жизни в творческих работах, яркий психологизм произведений потребовали от художника всей его души, всех жизненных сил. Одна из самых впечатляющих его работ – «Рождение смерти» (1996 года) и дала название выставке. Выставке памяти этого выдающегося мастера. Работая над экспозицией, я почти бессознательно повторяла про себя известное четверостишье Александра Гангнуса, отца Евгения Евтушенко:
    « Отстреливаясь от тоски,
    Я убежать хотел куда-то.
    Но звезды слишком высоки,
    И высока за звезды плата…»

    Кязим определенно достиг звезд в своем уникальном творчестве, но и плата оказалась очень высока. Мемориальная выставка в отделе документов по искусству со всей очевидностью показала: республике нужен музей Джеппарова, необходимо сохранить все его работы. Творческое наследие художника Кязима Джеппарова – не просто жемчужина крымско-татарского искусства, это художественное достояние страны.

    Екатерина БОРОДИНА

    Справка

    Кязим Эдемович Джеппаров (1947 – 1997).

    Живописец, график, художник-оформитель.

    Кязим Джеппаров родился в 1947 году в городе Волжске Марийской АССР. Детство и юность художника прошли в Сухуми, где он закончил художественное училище (1970 – 1974 гг.). С 1974 по 1991 годы Кязим Джеппаров работал художником-оформителем Сухумских художественно-производственных мастерских Художественного фонда Грузии.
    В 1990 году он был принят в Союз художников СССР.
    В 1991 году художник приехал в Крым, а затем уехал в Санкт-Петербург, где жил и работал в последние годы.
    В 1991 году были организованы его персональные выставки в Петербурге (галерея «Палитра») и в Греции.
    Кязим Джеппаров ушел из жизни в 1997 году, не дожив несколько месяцев до своего 50-летия и первой персональной выставки в Крыму.
    Картины художника неоднократно с успехом демонстрировались на городских, республиканских и международных выставках в Грузии, Греции, США, России, Украине и в Крыму. Работы хранятся в частных собраниях Америки, Швеции, Франции, Израиля.
    В 2011 году в отделе документов по искусству прошла выставка памяти «Рождение смерти».

    Поделись с друзьями

    Другие записи из этой категории