• X

    Поиск

    vk 2

    facebook

    odnoklassniki

    twitter

    twitter

    Электронные ресурсы библиотеки

    Код для вставки баннера

    Виртуальная справка

    Александр Михальянц

    ХУДОЖНИК ТРЕХМЕРНОГО ПРОСТРАНСТВА

    В реестре профессиональных художников РФ про Александра Михальянца просто сказано – художник трехмерного пространства. И в самом деле, даже живопись или фотографика Александра явно тяготеют к объему, а уж его инсталляции, ювелирные изделия – «ожерелья любви», либо фактурные артефакты занимают в пространстве и в визуальном восприятии гораздо больше места, чем в плане на плоскости.
    Творческое лицо художника выразительно и ярко индивидуально. В каком бы жанре или виде искусства он ни работал, произведения притягивают к себе внимание оригинальностью образов, стилистическим разнообразием, богатством фактуры. А необходимо отметить, что Александр Ашотович Михальянц на редкость разносторонний художник. Пишет пейзажи маслом, акварелью и акрилом, создает сюжетные композиции в смешанной технике, режет перламутр для тематических брошей и делает серии ювелирных украшений, исследует пластику дерева в камерной скульптуре, компонует сюиты из морской гальки.
    Прирожденное для армян чувство материала помогает художнику не только в создании произведений декоративно-прикладного искусства, но и во многих других областях. Заместитель председателя Крымского армянского общества Ваган Вермишян назвал Михальянца и его работы уникальными: «Я двадцать лет знаком с Александром Ашотовичем, и каждый раз приходя на его выставки, чувствую, что имею дело с настоящим мастером. Если надо написать алтарный образ Девы Марии с младенцем Христом, мы обращаемся к нему. Надо сделать уникальный миниатюрный сосуд – тоже к нему, нужна дверь в храм – мы снова идем к нему. Мне иногда кажется, что в творчестве Михальянца слились все культуры».
    Возможно, для живописца хватило бы и чувства цвета, понимания важности создания оригинальной колористической гаммы. Но для скульптора и ювелира ощущение, восприятие и передача фактуры материала, пожалуй, выходят на первый план. И здесь надо отдать должное изощренно-стильному чувству фактуры Александра Михальянца. Уверенно и точно соединяет мастер металл и камень, виртуозно работает в сложной технике эмали, в одном изделии безбоязненно объединяет драгоценные камни, металлы, крымские самоцветы и морскую гальку.
    Особые чувства Михальянц испытывает к дереву во всех его проявлениях: любуется шершавой корой и гладкими круглыми спилами, изгибами молодых веточек и замысловатыми переплетениями старых корней, нежной сердцевиной стволов и хрупкими листьями, острыми опасными шипами. Причем не просто любуется в умелых руках все идет в дело и превращается то в «Фигуру», то в «Рог Носорога», то в «Гору Магнолию», то в ювелирные украшения или таинственные артефакты. Правда, сам автор считает, что «артефакт» слишком обязывающий термин, достойный настоящего шедевра, покрытого благородной патиной столетий и занявшего свою нишу в парадигме художественного стиля. Он же со своей стороны «просто работает с деревом».
    Однако деревья слишком часто появляются в работах художника, чтобы это можно было счесть простой случайностью. Самым естественным образом росток-дерево-древо возникает в квадриптихе «Времена года» (1993). Скрупулезно, внимательно, афористично мастер исследует все фазы развития от тоненького стебелька до величавого древа-исполина. В фактурной композиции «Зной» (1995) иссушенные белым солнцем пустыни деревья предстают уже неким символом мужества, стойкости, преодоления. В «Пейзаже с Луной» (1989), напротив, дерева остаются лишь бледной тенью. И вот, наконец, мастер находит (создает, вырабатывает?) заветную форму – дендроид! Не дерево, не конкретное растение, но древо-идея, символический всеобъемлющий образ живой, растущей, плодоносящей силы природы, стихии Дерева.
    Интересно, что у успешного ювелира, одним из первых появляется перламутровое колье «Дендроид» (1977), где холодно-серебристые проблески перламутра все внимание привлекают к себе, еще только намечая дальнейшее развитие темы. Затем, в 1980-м мастер вновь возвращается к эффектному соседству миниатюрного дендроида и то ли Луны, то ли улитки, причем помещает изящные серебряные фигурки на фоне палевого полированного коралла, обрамляет серебром и на этот раз называет композицию колье «Розовая лагуна». В 1987-м появляется первая трехмерная фигура «Дендроид», на этот раз выполненная из алюминия. Разработку темы чуть в иной интерпретации продолжает произведение камерной пластики «Древо-лист» (1987). А на рубеже веков, в 1999 году, мастер создает одну из первых чисто деревянных «Фигур», и, словно боясь упустить нечто важное в найденной стилистике, закрепляет интереснейшие эффекты в известной статуэтке – пространственной композиции – бронзовом «Крыле Сирены» (1999).
    Таким образом, художественная образность, уже ставшая достоянием культуры, и образность, рожденная новым временем и выраженная новыми средствами, находят место в работах автора для создания ювелирных изделий, камерной пластики и других арт-объектов, созвучных стремительным ритмам уже третьего тысячелетия.

    Екатерина БОРОДИНА

    Справка

    Александр Ашотович Михальянц (1942 год рождения).

    Скульптор, ювелир, график, фотограф.

    Александр Михальянц родился в 1942 году в Казахстане, город Темир. С 1959 года живет и работает в Крыму. Выставочная деятельность начинается в 1961 году. В 1978 году принят в члены Союза художников СССР. Является участником многочисленных отечественных и зарубежных выставок, его работы хранятся в Национальном музее украинского народного декоративного искусства, Симферопольском художественном музее, Музее исторических драгоценностей Украины, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства и частных коллекциях.
    За вклад в развитие армянской культуры в Крыму в 1995 г. награжден премией им. Александра Спендиарова. В 1999 году присвоено звание «Заслуженный художник АРК».
    Активно сотрудничает с библиотекой, принимает участие в различных творческих акциях и проектах.
    2009 год — в отделе документов по искусству прошла персональная выставка мастера «Херсонес»
    2011 год — принял участие в фотовыставке «Безумное чаепитие»
    2015 год – участие в арт-проекте «Крымский мост»

    Поделись с друзьями

    Другие записи из этой категории

    • Беллочка «БЕЛЬ» Белка

      интересно !