• X

    Поиск

    vk 2

    facebook

    odnoklassniki

    Instagram

    twitter

    twitter

    Электронные ресурсы библиотеки

    Код для вставки баннера

    Виртуальная справка

    Синтез искусств в национальном творчестве Шевкета Кешфидинова

    Сборник «Крымскотатарские художники, архитекторы и мастера декоративно-прикладного искусства» Эльмиры Якубовны Черкезовой, вышедший в 2017 году в ГАУ РК «Медиацентр им. И. Гаспринского», стал попыткой придать некую методологическую систему положению имен в крымскотатарском искусстве.

    Среди 140 персоналий представлен художник, писатель, куратор Шевкет Кешфидинов, живущий между Красногвардейским, Симферополем и Москвой. На его счету крупнейшие выставочные проекты Крыма: «18 мая 1944–2019. Способ изменения» (2019), «Начистоту: радости и страхи крымских художников» (2018), «Женщина о времени и о себе» (2016), фотовыставка-блокбастер «Лучшее в Крыму» (2015).

    Шевкет Кешфидинов – художник синтетического вида дарования. Ему присуще одновременное влечение к графике, фотографии, литературе, театру и кино. Он также известный арт-критик, основатель и главный редактор сетевого издания «Культурная Хроника», посвященного крымскому и мировому искусству. В том, что делает Шевкет, чувствуется энергия, сила воображения и непокой.

    Порой работы, которые внешний наблюдатель считает проходными, остаются важными для самого автора. Кешфидинов такими работами называет городской пейзаж «Симферопольская музыкальная школа им. Рахманинова» (2010) – первый опыт экспонирования в музее; украденный портрет «Незнакомка» (2011); крупноформатную, выполненную в смешанной технике картину-притчу «Si vis amari, ama» (2011). Перечисленные произведения стали основой будущих персональных проектов художника. Например, выставка 2012 года «Черно-Белое» – это 32 женских образа, решённых в черно-белой стилистике, среди которых – Фаина Раневская, Марлен Дитрих, Шэрон Стоун и современницы автора. Через два года последует проект «Бессонный маяк» – философско-эротический взгляд на вечные вопросы любви, предательства и искусства.

    Когда приемы, которыми оперируешь, отработаны – возникает опасный автоматизм. В таких случаях внутренне свободный художник стремится к вещам несвойственным, нарушающим то, что делал и понимал раньше. С этими мыслями Кешфидинов подходит к литературному дебюту «Любовь. Ненависть. Деньги». Когда в 2013 году книгу с авторскими иллюстрациями опубликовали, молодого писателя упрекали, что его образы не соответствуют крымскотатарскому менталитету, и предсказывали провал. Вопреки неопытности автора и всего нескольким профессиональным рецензиям роман, который на самом деле нельзя назвать национальным, получил благоприятные отзывы читателей.

    Последующие проекты отражают настойчивые усилия освоить и приспособить к содержанию своего творчества приёмы новейших течений европейского изобразительного искусства.

    Шевкету свойственно стремление каждой встречающейся творческой личности, или считающей себя таковой, дать шанс заработать успех. При этом: «Я слежу за современными авторами, и мне мало что нравится. Жду сенсаций, а пока все вторично». После персональной выставки акварелей «Благословенная земля» (2015) и кураторской, масштабной – «Женщина о времени и о себе» (2016) Кешфидинов ищет новые средства выражения. Поиски отразились в выстраивании проекта «Начистоту: радости и страхи крымских художников», куда участников на конкурсной основе отбирало международное жюри.

    Готовя совместно с Крымской республиканской универсальной научной библиотекой им. И. Я. Франко проект «18 мая 1944–2019. Способ изменения», Кешфидинов размывает границы между отдельными областями и жанрами искусства, синтезируя изобразительное творчество и музыку, инсталляцию и слово, театр и кино. Расширение метафизических, ассоциативных ощущений и возможностей повлекло за собой углубление философского контекста в искусстве Шевкета. Он экспериментирует с материалами, использует видео и готовые с традиционно-функциональным назначением предметы, – превращая их в инструменты художественного процесса, в эстетические знаки и символы, в образные модули своих произведений. Кешфидинов, как когда-то один из основателей нового реализма Фернандес Арман (1928–2005), вносит в бытование предметов иной смысл, наделяя их особыми содержательными качествами.

    Проект «18 мая 1944–2019. Способ изменения» отсылает к трагической дате и преодолению крымскотатарским народом последствий преступного выселения, а также рассказывает о погибшем на войне директоре Симферопольского художественного училища им. Н. С. Самокиша Эннане Алимове (1912–1941).

    Предмет выставки – человеческая память. Особенность проекта – литературоцентричность, которая лежит в основе подбора работ и в путях их инсталлирования. Экспозиция читается как сводный текст, содержащий отдельные рассказы. Особое место выставки отведено памяти поколения, от которого, по большому счёту, осталось несколько фотокарточек. В проекте, представленном в отделе документов по искусству с 16 мая по 16 июня 2019 года, помимо графики и инсталляций Кешфидинова показаны коллажные панно Венеры Курмаевой и школы «Ступени», живопись Анастасии Зинченко, фотографии Ольги Мурзаевой, работы дизайнера Натальи Сальцовой.

    На протяжении работы выставки проводились публичные беседы с видными культурными деятелями. Внимание СМИ и неподдельный интерес публики к проекту «18 мая 1944–2019. Способ изменения» позволяет говорить о Шевкете Кешфидинове как о кураторе самой посещаемой выставки в Крыму сезона 2019 года.

    Редактор издательства «Эксмо» Анастасия Сергеева

     

    Библиография

    1. Къуртумер Т. «Антигеноцид» / Т. Къуртумер // Къырым. – 2019. – 22 мая. – С. 3 : фот.
    2. Шевкет Кешфидинов презентовал свою новую книгу / подгот. Э. Кемилева // Мераба. – 2018. – 2 февраля. – С. 6 : цв. фот.
    3. Кешфидинов Ш. Шевкет Кешфидинов: «Ценность любого искусства – в ощущении оздоровления…» / беседовала Э. Мустафа // Мераба. – 2017. – 20 акт. (№ 41). – С. 4 : цв. фот. О талантливом писателе, художнике, фотографе, дизайнере Шевкете Кешфидинове.
    4. Бородина Е. Ищите женщину : [вернисаж выставки] / куратор Шевкет Кешфидинов // Крымские известия. – 2016. – 24 марта. – С. 8 : фот. О выставке «Женщина: о времени и о себе».
    5. Гусарова М. Вернисаж «Женщина: о времени и о себе» / куратор Шевкет Кешфидинов // Новый Крым. – 2016. – 10 марта. – № 9 (81) : фот.
    6. Усеинова Г. Свежесть яркого утра женщины Крыма : [выставка] / куратор Шевкет Кешфидинов // Голос Крыма new. – 2016. – 11 марта. – С. 6. О выставке живописи, графики фэшн-дизайна, на которых художники изобразили образ современной крымчанки (работы З. Трасиновой, М. Люмановой, Л. Трасиновой, Д. Субботиной, Е. Бородиной и др.).
    7. Шелковенко Ю. Кешфидинов Ш. Художник голодать не должен / Ш. Кешфидинов // Крымская газета. – 2016. – 18 марта. – С. 27 : портр. Беседа с молодым художником, писателем, руководителем интернет-издания «Культурная хроника» Шевкетом Кешфидиновым.
    8. Бородина Е. У каждого времени свои глаза : [фотовыставка] / куратор Шевкет Кешфидинов // Крымские известия. – 2015. – 28 октября. – С. 6. О фотопроекте «Лучшее в Крыму».
    9. В Крыму проект «Шевкет Кешфидинов. Культурная хроника» отметил первую годовщину // Авдет. – 2015. – 19 октября. – С. 5 : цв. фот.
    10. Милина Л. «Благословенная земля» / Л. Милина // Крымская правда. – 2015. – 24 марта. – С. 3 : фот. О персональной выставке молодого крымского художника Шевкета Кешфидинова, которая экспонируется в отделе документов по искусству Крымской республиканской универсальной научной библиотеки им. И. Я. Франко.
    11. Милина Л. «Лучшее в Крыму» / Л. Милина // Крымская правда. – 2015. – 27 октября. – С. 3. О фотовыставке крымских мастеров в Крымской республиканскойуниверсальной научной библиотеке им. И. Я. Франко.
    12. Светлова К. Благословенная земля / К. Светлова // Крымские известия. – 2015. – 24 марта. – С. 8 : фот. О персональной выставке художника Шевкета Кешфидинова.
    13. Усеинова Г. Мир туманных и прекрасных ликов, солнечной земли и моря: [фотовыставка] / куратор Шевкет Кешфидинов / Г. Усеинова // Голос Крыма new. – 2015. – 23 октября. – С. 2.
    14. Усеинова Г. Роман «Любовь. Ненависть. Деньги» – наслаждение шквалом бурных эмоций и пронзительных отношений // Голос Крыма. – 2015. – 13 ноября. – С. 6: цв. фот.
    15. Хайретдинова З. «Севги. Нефрет. Пара» романы такъдимэтильди // Янъыдюнья. – 2015. – 13 ноября. – С. 8 : цв. фот.
    16. Светлова К.  Наше участие – залог их счастья : [фотовыставка] / К. Светлова // Крымские известия. – 2011. – 15 ноября. – С. 6 : фот. О фотовыставке Шевкета Кешфидинова «Искренне. Честно. С надеждой».

    Поделись с друзьями

    Другие записи из этой категории