• X

    Поиск

    vk 2

    facebook

    odnoklassniki

    Instagram

    twitter

    twitter

    Электронные ресурсы библиотеки

    Код для вставки баннера

    Виртуальная справка

    А сверху мир, как на ладони

    Олеся Лишаева – талантливая крымская художница, член союза художников России, участник многочисленных выставок в Крыму и за его пределами.

    ***

    <…> Конечно, столь смелые работы нельзя не приметить. Они не раз представлялись на выставках в Симферополе и других городах Крыма. Широкие, энергичные мазки, контрастность, напряженность цвета. Впервые увидев, сразу почувствовала: автор пишет сердцем. Поразило сочетание красок, какая-то скрытая тайна. Не просто живопись – а шум ветра, дыхание моря, блеск солнца.

    Эту встречу я давно запланировала. А познакомиться довелось только теперь. Олеся редко бывает дома. Любит путешествовать, объездила весь Крым. Но сама главная ее страсть – горы.

    – Впечатления – и есть мое творчество, – сказала художница, когда мы, наконец, увиделись. – Собираю их повсюду. Впитываю, как губка. Все интересно. Здесь – буйство красок, там – строгость и сдержанность. Крым, конечно же, вдохновляет. Такой разный и многогранный. Можно кататься на лыжах, ходить в походы, погружаться с аквалангом. Еще когда училась в школе, начала увлекаться скалолазанием. Совсем другой мир, другие люди. Единение с природой и чувство свободы дают сильные ощущения. Особенно, если трасса сложная. Дыхание перехватывает, сердце замирает, будто окунаешься в ледяную воду. Но ты идешь и идешь, вставляя оттяжку в шлямбуры. Одна веревка, другая, третья… Выше и выше.

    Говорят, страх всегда впереди. Он делает храбрыми тех, кто смотрит ему в лицо. Олеся с восхищением рассказывает о людях, которым под силу любые испытания. Скалолазы – народ особый. Им хорошо известно, что такое взаимовыручка, верность, надежность. В спорте, как в жизни, только честнее. Кто-то взбирается, кто-то страхует. Все друг за друга в ответе.

    – Горы – это здорово! – восклицает Олеся. – Особенно когда преодолеваешь страх. Идущим рядом доверяешь полностью. Иначе не подняться, не увидеть вершины. Каждое лето мы с мужем водим группы отдыхающих на Сокол. Это древний коралловый риф под Судаком. 400 метров над уровнем моря. Трасса не сложная, к тому же хорошо подготовлена, специально для туристических маршрутов. Желающие есть всегда. Но люди разные. Бывает, останавливаются сразу в начале подъема. Иные сожалеют, что решились, где-то в середине пути. Но большинство остается довольно. Мы страхуем, поддерживаем, подбадриваем: «Молодец, отлично! Ногу сюда, снова перехват». Поначалу идут молча. Приближаясь к вершине, раскрываются. Радуются, как дети. Поют, смеются, кричат. А сверху мир, как на ладони. Даже сразу не понять: где ты, а где он.

    Похоже, не всем дано почувствовать нечто подобное. Не многие готовы преодолеть себя ради нескольких минут абсолютной свободы. Еще ребенком Олеся знала об этом. Ее отец тоже бредил высотой и никогда ничего не боялся. Наверняка еще не одна вершина покорилась бы ему, если бы не злой случай. Внезапным порывом ветра во время прыжка с парапланом его отнесло в сторону и с силой ударило о камни. Полученная травма надолго приковала к постели. Все эти годы рядом была хрупкая, но стойкая женщина – Олесина мама. Она-то и научила дочь самому главному – забывать свои беды и горести в печалях других.

    – Счастье для меня – моя семья, мои скалы, мои картины, – признается художница. – Хочется быть востребованной, состояться в творчестве. Всегда испытываю волнение, когда вхожу в мастерскую. Это возможность очиститься, побыть наедине с собой. Ты и холст. Сегодня и сейчас. Сольный выход. Живопись надо больше чувствовать, чем понимать. Не так важно, что изображено. Главное, какую энергию несет полотно. С помощью цвета, композиции стремлюсь сделать зрителя причастным к красоте, которую он увидел в природе. Но не дублирую ее. Мне кажется, это честно.

    У Олеси Лишаевой более трехсот картин. Она принимает участие в республиканских и всеукраинских выставках. Ее работы находятся в частных коллекциях России, Белоруссии, Германии, Турции, Албании, США. Живописный этюд «На пляже» удостоен второго места на Международном конкурсе в Испании.

    Несколько лет назад севастопольский художник Евгений Смирнов, напутствуя молодое дарование, сказал: «Пишите, Олесенька, пишите. Вы можете. Вам дано». Человеку творческому всегда приятны похвала и признание. Но Олеся слишком требовательна к себе. Это тот случай, когда скромность дружит с талантом, а мысль работает вместе с рукой. Художница полна чувств, которые хочет выразить. Погружается в мир, построенный по законам души.

    «Далеко ли, близко ли» – так называется одна из последних ее картин. Светящийся луч искрится на заснеженной верхушке скалы. Темная мгла вдалеке. Внизу – золотистые кипарисы, блистающее море. Высота и глубина. Простор и ширь. Центр композиции смещен вверх. Кажется, только протяни руку – коснешься лазурного неба. И там, далеко-далеко, щедрое солнце положит в твою ладонь оранжевый слиток.

    Творчество – это всегда поиск и открытия, пробы и сомнения. Это загадка, которую художник загадывает сам себе. У Олеси таких загадок хоть отбавляй. Пишет с натуры и по памяти, разрабатывает теории и системы, пробует себя в абстракции. И никогда не делает того, к чему не лежит сердце.

    – Искусство беспрестанно меняется, – говорит молодой мастер. – В современном – только идея. От рисования как такового уходят, что для меня пока чуждо. Люблю краски, точность отношений, насыщенные сочетания. Нравится абстракционизм. Удивительный жанр. Упрощение натуры, два-три цвета. Все на острие иглы, как вспышка. Бездна мыслей и простота формы.

    Честность – пожалуй, главная черта молодой художницы Олеси Лишаевой. Эта рассудительная девушка с внимательными глазами заставила и меня о многом поразмыслить. Безусловно, она права: только безотносительная свобода дает возможность ринуться в ураган жизни, подчиниться иному, более высокому закону, чем закон элементарного долга. Рассказывая о себе, Олеся дала понять, для нее высшая духовная радость – быть ответственной перед самой собой, перед теми задачами, которые ставит. Это внутреннее обязательство, сознается художница, возлагает на нее сама судьба и дело, которое она выбрала.

     

    Источник:

    1. Зорина, Е. А сверху мир, как на ладони / Е. Зорина // Крымские известия. – 2009. – № 115 (4318). – С. 5.

     

    Справка

    Член союза художников России.

    Член международной ассоциации изобразительных искусств ЮНЕСКО.

    Родилась в Крыму в 1981 году.

    С 1996 по 2001 гг. училась в Симферопольском художественном училище им. Н. С. Самокиша, на отделении «живопись» (мастерская Н.С. Моргуна).

    В 2007 году окончила Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов по специальности «искусствоведение».

    С 1998 года участник крымских и зарубежных художественных выставок.

    На протяжении нескольких лет принимает участие в выставках творческого объединения «Крымский мост», которые проходят в стенах Центральной библиотеки Республики Крым.

    Работы находятся в частных коллекциях в России, Украине, Албании, Белоруссии, Германии, Испании, Турции и США.

    Поделись с друзьями

    Другие записи из этой категории