X

Поиск

vk 2

odnoklassniki

twitter

twitter

Электронные ресурсы библиотеки

Код для вставки баннера

Виртуальная справка

Доступная среда

«Каждая работа художника – это его автопортрет»

<…> В разговоре с Элеонорой Петровной меня поразила такая ее афористичная фраза: «Каждая работа художника – это его автопортрет», и далее художница очень мудро, предельно просто и концентрированно изложила мне свое творческое кредо, которое я передаю ее словами.

О своей серии пленэров сама художница сказала так:

<…> Когда с натуры пишешь пейзаж, то входишь внутрь мотива, особенно крымская природа этому способствует, – начинаешь видеть очень много. Сама обстановка пленэров способствует росту творческой концентрации – надо успеть передать состояние природы. <…> В каждом крымском месте свой колорит, свое настроение. Сама природа богата на настроения, цвета и краски. В этих работах я возвращаюсь к своим истокам, своей школе, к тому, чему учила В. П. Цветкова, художественное училище. Я хочу передать свое восхищение природой, я вернулась к ней снова после монументального искусства, которое требовало декоративной условности. Каждый раз передо мной стоит сложная задача – успеть на пленэре за короткое время запечатлеть мотив, максимально перенести богатые и изменчивые краски природы. Чем больше я пишу, тем больше их вижу – рефлексы, сложные переходы… Мастерская расхолаживает, там можно отложить на завтра. Все, что мы видим в природе, заставляет задумываться. Например, чистота первозданной природы в Черногории, в Крыму еще тоже есть такие места, но их становится все меньше. С годами все больше тянет к природе, в ней никогда ничего не повторяется, каждый раз – новое, писать ее можно бесконечно. Когда пишу город или какое-то место, просто влюбляюсь – любовь это неравнодушие. Творчество ­– это сама загадка с начала и до конца: художник пишет, если увидел красоту, если влюбился. Но почему одна картина полна жизни, а в другой ее нет, что-то не получилось, не состоялось? Есть какое-то озарение, вдохновение, которое не программируется, а появляется само. Много есть примеров в искусстве, когда сделано блестяще, а не трогает. А бывает, вроде простой мотив, но он так задевает, что надолго остается в памяти. Крымские художники сохранили чистоту цвета, свое миросозерцание, традиции. Времена меняются, а ценности остаются – они на все времена. Человек рождается с внутренним законом нравственности и красоты. Крымские художники держат традиции здорового мироощущения, сохраняют наработанные ценности. Ничего нового в искусстве не открыто – всё уже было. В искусстве надо совершенствовать мастерство, обязательно пройти школу как его основу. Художника должен держать внутренний стержень, если мир сломался, рисуй его сломанным, но рисуй от души. Я против имитации в современном искусстве, я не против абстрактного, я против того, что сделано без души. Художник не должен тянуть в пропасть, он должен показать, что есть вечное, показать свет и красоту. Надо приостановить дух разрушения, сила не за ним. В Крыму, в его природе все способствует радости: красота божественна и настраивает на возвышенное. Мир создан красивым, гармоничным и совершенным – художник это видит. А показать это людям, которые в суете повседневности не всегда это замечают, – миссия художника, в этом вижу я свою задачу».

К этому творческому манифесту художницы остается только добавить еще несколько сведений о ней и ее работах.

На мой взгляд, Элеонора Щеглова проявила свою индивидуальность наиболее ярко в жанре натюрморта, что нисколько не умаляет ее достижений в пейзаже, монументальной живописи, в станковой и книжной графике. Первые свои уроки она получила в ялтинской мастерской народного художника Украины Валентины Цветковой, ее она считает своим основным учителем в искусстве.

Далее она получила прекрасную живописную школу в стенах Крымского художественного училища им. Н. С. Самокиша, где ее учителями были такие замечательные педагоги, как А. Н. Шипов и народный художник Украины Л. В. Лабенок. В Киевском художественном институте на отделении монументальной живописи она училась в мастерской профессора В. А. Чеканюка у преподавателя Н. А. Стороженко. Такая великолепная школа не могла не сказаться на уровне творческих работ талантливой художница, которая всю свою жизнь находилась в поиске новых тем и впечатлений.

Любимый с детских лет город-праздник Ялта, с его переплетением старинных улочек и новостроек, самого синего моря, роскошных парков и цветов становится средоточием всего ее творчества. Много лет она работала над созданием росписей, витражей и мозаик, украшающих здания родного города: горисполкома, здравниц и гостиниц, Массандровского корпуса и даже уличных остановок, привнося в них подлинную красоту, теплоту и уют своего романтического видения мира.

<…> В ее пейзажах всегда чувствуется восхищение художника перед яркой или сдержанной, но всегда меняющейся, ускользающей красотой и разнообразием южной природы и стремление запечатлеть эти мгновения вечности и красоты мироздания.

<…> Элеонора Щеглова давно выработала свой индивидуальный почерк, позволяющий сразу узнавать ее работы – по романтическому восприятию окружающего ее мира – мира, где всегда ощущается дыхание крымской природы, будь то ялтинские пейзажи или хрупкая красота роз или пионов. Ее работы отличает мягкая манера письма, внимание к деталям при мастерстве композиционной и колористической обобщенности.

Известный знаток крымского изобразительного искусства профессор Виталий Голубев в своей книге «По волнам воображения и жизни», анализируя работы Элеоноры Щегловой, говорит об «эстетическом синтезе» в них «соотношения натурного мотива и степени его художественного преображения» и делает такое заключение: «…общий фон полотен – просветленный, изящный, тонкий, сообщающий картине возвышенно-проникновенное звучание».

<…> Элеонора Щеглова очень любит графику и рисунок как таковой – именно простой карандаш и есть ее самая любимая техника. «Линия – такое богатое своими возможностями средство выражения, – говорит художница. – Я люблю линию, она может быть музыкальной, плавной или резкой, динамичной. Когда делаешь иллюстрации, используешь сочетание линии и декоративных элементов. Книжная графика – это работа для души, в ней меня привлекает конкретность композиционной задачи. Мне очень близка античная тема – древнегреческий мир очень красивый, в нем есть здоровое начало. Мне интересны искусство и философия этого времени, знакома средиземноморская природа, очень схожая с крымской, поэтому работать над книжными иллюстрациями было для меня одно наслаждение».

Работая над художественным решением книг, Элеонора Петровна создает иллюстрации легкие, светлые и воздушные. Летящие, точные и четкие линии рисуют убедительные, величественные и простые образы философов древнегреческого мира – Сократа, Архимеда, Эпикура и Аристотеля. Она пыталась передать их философские мысли художественными образами, искусно пользуясь прославленными элементами искусства той поры: колонны и орнаменты, виноградная лоза, бабочка как символ души – создают нам органичный, живой и привлекательный мир древний страны, которая явилась для нас родоначальницей культуры – поэзии, литературы, истории, философии, архитектуры, скульптуры и живописи. <…>

Источник: Бородина, Л. Каждая работа художника – это его автопортрет/ Л. Бородина// Брега Тавриды. – 2013. – № 3/4. – С. 257–265

 

 

Справка.

Родилась в 1953 г. в г. Лейпциге. С раннего детства живёт в Ялте.

1967–1968 – посещала Ялтинскую ДХШ.

1970–1972  гг. – брала уроки живописи у В. П. Цветковой.

1976 г. – с отличием окончила Крымское художественное училище им. Н. С. Самокиша (педагоги: Л. В. Лабенок, А. Н. Шипов).

1984 г. – окончила Киевский государственный художественный институт, факультет монументальной живописи (педагоги: Н. А. Стороженко, В. А. Чеканюк).

1993 г. – становится членом Национального Союза художников Украины.

2005 г. – присвоено звание «Заслуженный художник Автономной Республики Крым».

Участница множества групповых выставок. Провела 25 персональных выставок (Киев, Симферополь, Стокгольм, Ялта).

Поделись с друзьями

Другие записи из этой категории