Художник Юрий Лаптев рассказывает, что такое рефлексивный реализм
11 августа 2021, 16:33
Со слов родителей, желание рисовать у Юрия возникло совсем в нежном возрасте. У самого художника воспоминания и осознание собственного «Я» начинается с трех лет, когда он начал впитывать русский и украинский фольклор с рассказов своих бабушек. Дед Павел был партийным руководителем, а дед Борис прошел всю войну на границе Маньчжурии. «Свела их одна судьба на Целине в селе Корнеевка. То, что я от них впитал – отдельная история, – рассказывает Юрий. – Тогда образовался эмоциональный багаж моего детства, который я, кажется, не успел еще растерять».
После 8 класса семья художника переехала в Крым: «На западное побережье в село Штормовое, где сейчас летом гудит известный Казантип». Потом были два года в «погранцах в Бресте», а потом, как сам говорит Юрий, осуществилась детская мечта – он поступил в Крымское художественное училище им. Н. С. Самокиша в Симферополе. «Это невероятные и насыщенные друзьями и эмоциями годы, где уже на втором курсе я встретил свою «половинку» Ирину Сажину, прекрасную художницу-анималиста, – рассказывает художник. – И с тех пор мы не расстаемся уже больше двадцати лет».
Три года Юрий с супругой прожил у ее родителей в Сухуми в Абхазии. Художник отмечает, что, наверное, жил бы там и до сих пор, если бы «Горбачев не развалил Союз». «Я влюблен в Абхазию. Это настоящий Эдем на Земле и будет не жалко тех, кто его разрушал, окажись они по другую сторону. Из-за войны в Абхазии нам пришлось вернуться в Симферополь и начинать все сначала».
К тому времени в Симферополе появлялась альтернативная художественная жизнь благодаря частной галерее «КЭП», которая канула в небытие во время 90-х годов.
«Пришлось на долгие годы идти в web-дизайнеры. Немцы и американцы немного подняли благосостояние, но тут грянул кризис и разогнал их всех по домам. Так что кризис направил мой жизненный вектор к истокам. Во многом благодаря поддержке моих друзей и особенно пониманию моей жены Ирины, за что я ей очень благодарен, я вспомнил то, что начал забывать».
В первой публикации корреспондент «Ридуса» охарактеризовал работы художника, как «картины странного будущего». Кто-то дает другое определение картинам – «постапокалиптические проекции нашего настоящего». Так или иначе, сам художник не согласен ни с одной точкой зрения, ни с другой. «Я не против таких оценок, но мне кажется, зритель слишком переоценивает жанр иронического созерцания, – объясняет он. – Это скорее всего картины параллельной вселенной. Ведь не назовешь же стимпанк всерьез прогнозом для будущего цивилизации».
«Я в своих работах просто наблюдаю течение Времени и его воздействие на действительность. Например, все, что создано людьми, технологическое, геометрически выверенное, глянцево-покрашенное с течением времени неумолимо возвращается на круги своя, природой превращаемое в природные формы. Суть в том, что природа не терпит таких насильственных вещей, как техногенная экспансия. Отсюда, наверное, ощущение от моих работ, как от посткатастрофических прогнозов. Как я для себя вижу, то, что я делаю, это созерцание времени бесконечного, плавного, циклического перехода…».
«И, конечно, я глубоко уверен, что без иронии или хорошей доли юмора нельзя осознавать себя в социуме, а уж подавно, и в искусстве, рискуя превратиться в однобокую, сутулую пародию на человека. Животные не умеют смеяться над собой. Поэтому почти во всех моих работах присутствует сарказм или ирония. Но далеко не все смотрят на мои работы моими глазами, и я часто вижу совершенно разное мнение об одном сюжете несколькими людьми».
«У каждого человека есть свое видение мира, и каждый проживает в нескольких параллельных вселенных несколько параллельных жизней, кроме своей, реальной. А реальность бывает зачастую такой невзрачной и унылой, лживой и коварной (в этом смысле я говорю о деятельности человека, а не об истинной природе), что свое желание переделать или посмотреть с другой стороны на нее, считаю своим инструментом для исправления этой несправедливости».
«Но сон – это очень эфемерная и тонкая материя. Каждый знает, как обрывается его паутина, остается одно ощущение, и ты ходишь зачастую целый день с этим впечатлением, потом оно рассеивается. Что происходит дальше, никто не знает. Но мне интересно. Поэтому часто некоторые работы организованы из осколков этих воспоминаний, которые приходили в разное время и, в первую очередь, призваны реанимировать те удивительные детские впечатления, которые мы потеряли с возрастом и которые так дороги каждому человеку, а во вторую – переосмыслить что-то прожитое и попытаться увидеть какие-то связи. В этом смысле я выступаю в роли исследователя, изучающего механизмы сопряжения Яви и Нави (реального и потустороннего на древнерусском язычестве)».
«Что касается жанра – обычно говорят, что я продолжатель идей сюрреализма, или даже являюсь последователем Дали, которого я действительно очень люблю и интересуюсь той революционной художественной атмосферой. Пусть будет так, хотя я считаю это немного грубым штампом. Современный мир жанров самовыражения бесконечно разнообразен и динамичен, и многие корни действительно у истоков подсознательного метода. Например, когда была выставка в городе побратиме Симферополя Гейдельберге, немцы обозначили жанр моих работ как мистический реализм. Сам бы я назвал то, что я делаю Рефлексивным реализмом».
«Если быть более предметным, то те работы, в которых многие видят постапокалиптические картины – ни что иное, как иллюстрация природного начала обуздать техногенную систему и вернуться к природному естеству. И лучший способ привлечь к этому процессу внимание – это иронично показать то, что это очевидно».
Казаков И. Художник Юрий Лаптев рассказывает, что такое рефлексивный реализм : фотоинтервью / И. Казаков. – Текст : электронный // Ридус : интернет-газета. – 2013. – 17 ноября. – URL: https://www.ridus.ru/news/118281 (дата обращения: 27.07.2021).
Орфография и пунктуация автора сохранены.
Справка
Юрий Лаптев родился в 1962 году в Петропавловске.
В 1986 году окончил отделение дизайна Крымского художественного училища им. Н. С. Самокиша (г. Симферополь).
Работы Юрия Лаптева экспонировались более чем на 30-и персональных и групповых выставках, среди которых выставки творческих ассоциаций Крыма и Симферополя, выставка «Реальность и мистицизм» (Werkstattgallerie, Хайдельберг, Германия), выставка «Biennale of Modern Russian graphic and sculpture» (Museum of Contemporary Russian Art, Jersey City, New York) и многие другие.
Работы Ю. Лаптева находятся в частных коллекциях в городах Симферополь, Одесса, Киев, Хайдельберг, Нью-Джерси, Москва и др.
В настоящий момент живет в Крыму (г. Симферополь). Работает в графических техниках акварель, монотипия, офорт.
Поиск