• X

    Поиск

    vk 2

    facebook

    odnoklassniki

    Instagram

    twitter

    twitter

    Электронные ресурсы библиотеки

    Код для вставки баннера

    Виртуальная справка

    Химона Николай Петрович (1864–1929)

    Достаточно известный в Греции и в Европе Николай Химона не занял ещё достойное место в истории искусства России. В 1919 году он эмигрировал, и, следовательно, его имя не подлежало упоминанию в трудах искусствоведов. В Петрограде же, до революции, он был награжден всеми знаками отличия вплоть до ордена Святого Владимира, был профессором и имел звание академика. Он – один из немногих, чье имя упоминается в знаменитой французской энциклопедии «Безит», где о нем пишут как о русском художнике. Мы мало знаем о детских годах Химоны. Известно только, что его мать Фотинья Николаевна родом из греческой деревни Карань, недалеко от Севастополя, где почти все жители были из Иперотии и где даже в начале ХХ века не знали никакого другого языка, кроме греческого, особенно женщины. По линии матери он был родственником семьи Василькиоти.
    Отец будущего художника, Петр Павлович, родился в семье военнослужащего известного Балаклавского греческого пехотного батальона и унтер-офицером участвовал в обороне Севастополя в годы Крымской войны. Позже переехал в Евпаторию; здесь у него 25 сентября 1864 года родился сын Николай. На шестой день младенца крестили в Николаевском соборе города.
    Химона рано начал стремиться к уединению, рано начал свои первые живописные пробы и рано обнаружил настоящую страсть к искусству. В Крыму Николай Химона научился любить море, природу, памятники старины. Почти все зрелые работы художника будут проникнуты этими мотивами. Его родные были людьми обеспеченными. В Крыму имелись все условия для экономического процветания: потребность отдыхающих в гостиницах, торговые порты, прекрасные климатические условия, обилие фруктов и овощей. Многие занимались торговлей, рыбным промыслом. Но у Н. П. Химоны появляются свои планы. Его мечтой был далекий Петербург – центр империи и культурной жизни России. В конце ХIХ века он приезжает в северную столицу, где некоторое время посещает головной класс Центрального училища технического рисования барона Штиглица в качестве вольнослушателя. Вскоре Николай поступает в Императорскую академию художеств, где обучается до 1897 года. Через три года он уже становится преподавателем в художественной школе при Обществе поощрения художников. Следом приходят и другие успехи. В 1902 году практически одновременно произошли два важных события в жизни Химоны: Музей Александра III купил его работу «Финляндия», а вскоре по большой любви Николай женился на 17-летней дворянке Ольге Хитрово. В следующем году Общество поощрения художников присудило ему первую премию за работу «Зимний пейзаж».
    В 1904–1905 гг. Химона совершил первое путешествие на родину предков в Грецию и был очарован историей и природой этой удивительной страны. Результатом поездки стала серия пейзажных работ, передающих еще сохранившееся в то время античное обаяние Греции. Большинство работ, выполненных в Элладе, экспонировались на выставке в Обществе поощрения художников в Петербурге и почти все были проданы, в том числе и в музеи России.
    В 1907 году Академия художеств присудила Химоне первую премию за картину «Начало весны».Это произведение было затем приобретено Академией и на следующий год демонстрировалось на художественной выставке в Мюнхене, где было удостоено Малой золотой медали.
    Музеи охотно приобретали работы Химоны, появились покупатели в Европе и Америке. В 1915 году собрание Академии художеств присудило ему звание академика. В этом же году Николай Петрович получил звание профессора в школе при Обществе поощрения художеств. Начиная с первых уроков в Академии и всю последующую жизнь в России он был связан со своим учителем, а впоследствии и другом – художником А. Куинджи. Они часто работали в Крыму вместе. Работы Химоны, как и у Куинджи, полны романтизма, отличаются поисками исключительного момента в состоянии природы. Их обоих интересовали световые эффекты, оба любили облака, море, большие пространства, и у обоих с годами в работе усиливалась экспрессия.
    Дворянское происхождение супруги Николая Химоны осложняло взаимоотношения молодой семьи с отцом Ольги, имевшим недвижимость в Нижнем Новгороде. Брак дочери с человеком намного старше ее, из другого социального сословия, не был им одобрен. Он даже отказал Ольге в праве пользования дворянским семейным титулом. В революцию 1917 года многие Ольгины друзья были арестованы, и она, веря, что может им помочь, посещала их в тюрьмах, тайно передавала корреспонденцию. По доносу арестовали и ее. Все попытки Николая Химоны освободить жену не увенчались успехом. Друзья советовали и ему покинуть большевистский Петроград. Многие из знакомых бежали, другие – были арестованы, третьи – расстреляны. Химона начинает прятаться, потом бежит в Крым к родственникам, а уже оттуда – в Грецию. В Элладе, чтобы забыться от пережитого в России ужаса, Химона отправляется на знаменитую гору Парнас и живет там вместе с пастухами. Парнас вдохновляет его на серию пейзажей. Восхитительный пейзаж античного Парнаса пронизан ностальгическими цветами петербургской осени, словно тоска об утраченном рае. Некоторые из созданных на Парнасе работ поистине лучшие в творчестве Химоны.
    Между тем в России Ольге чудом удается освободиться из тюрьмы, возможно, с помощью отчима, близкого к революционным кругам. Она возвращается в свой дом в Павловске (пригород Петрограда), недалеко от дворца. Не найдя мужа в Петрограде, она отправляется по его следам в Крым, а затем вместе с родственниками Химоны, Василькиоти, в 1919 году приезжает в Афины. Все это на фоне гражданской войны, отступления белой армии и бесконечной опасности, подстерегавшей российского обывателя в то время на каждом шагу. В Афинах она селится в доме знакомого по Петербургу греческого дипломата. Начинается афинский период поисков Николая Химоны. Через родственников мужа ей удается узнать, что Н. Химона живет в горной деревне Агорья. Ольга наконец находит мужа и уже не расстается с ним до самой его смерти.
    Супруга Химоны была отличным менеджером. Она организовывала выставки мужа и приглашала высокопоставленную публику. Первую выставку Химоны в Греции посетила королевская семья. Афинская выставка имела успех, и на деньги от продажи работ Химона купил маленький домик с большим участком земли возле реки Кифиссос, неподалеку от места, где в древности находилась академия Платона. Сюда к художнику приезжал и будущий известный искусствовед В. Н. Лазарев в свое первое путешествие по Европе. Отсюда он ежедневно совершал длительные пешие прогулки к Акрополю. В то время окрестности реки Кифиссос во многом сохраняли очарование античного греческого пейзажа. Здесь Химона прожил до своей смерти в 1929 году, отсюда совершал путешествия на Пелопоннес, в Мистру, на острова Миконос, Крит, снова на Парнас. Ольга все эти годы была ему верным другом, помощником и «добытчиком»; она преподавала французский, немецкий и английский, работала с иностранными туристами, посещающими Грецию. Она была одним из первых гидов в Элладе, а еще… продавала свежие яйца, которые сама развозила на велосипеде по знакомым, работающим в иностранных посольствах в Афинах.
    За годы жизни в Греции видение Химоной греческого пейзажа изменилось и приобрело более ярко выраженные экспрессионистические черты. На первой выставке в Англии в 1924 году газета «Дейли телеграф» писала о его картинах:
    «Техника работы «Последние лучи солнца» невероятно трудна, но господин Химона сумел найти поразительное решение этой проблемы, достойное кисти Тернера или Козенса» (4 июля 1924 г.)
    Позднее в 1928 году, за год до смерти, он сделал еще одну выставку в Англии. Известный критик-искусствовед сэр Валентай Чирел написал тогда о работах Химоны поэтически:
    «Возможно, греческая кровь в его жилах помогла ему уловить в этих произведениях неспокойную душу греческого пейзажа… от темных грозовых облаков, плывущих в греческих горах, до спокойного гладкого цветистого моря. Горы Аттики голы и открыты ветрам, когда свет скрыт и освещает их, но в какой части мира есть горы, которые так излучают блеск, нежность и дикость природы… Благородные линии этих гор, когда они темны от облаков или от тени огромных сосен, когда они блестят цветом аметиста, сапфира, топаза или затухающим в тени цветом маргариток..» («Морнинг пост», 1928. 2 мая).
    В 1929 году супруги Химона отправились пожить на очаровавший их остров Скирос. Здесь Николай заболел. Местный врач лечил его от обычной простуды, на самом деле оказавшейся малярией, от которой художник и умер. Похоронен он здесь же, на Скиросе.
    Ольга Химона после смерти мужа жила одна в Афинах, общалась с немногими друзьями; умерла в Лондоне в 1963 году.
    Сегодня творчество Николая Химоны все больше интересует специалистов-искусствоведов и крымских краеведов. Статьи о художнике и его отце появились в изданном в 2000 году в Симферополе словаре «Греки в Крыму». Н. Химона органично соединял в своих работах любовь к России, Крыму и родине предков – прекрасной Элладе.

    По материалам книги:
    Крымъ : историко-краеведческий альманах / главный редактор В. Ф. Козлов. –
    Москва : АНО ИЦ «Москвоведение», 2004. – Вып. 1. – 288 с. : ил.
    О нем

    Василькиоти, Т. Судьба крымского художника Николая Петровича Химоны (1864–1929) / Т. Василькиоти, И. Жалнина-Василькиоти. – Текст : непосредственный // Крымъ : историко-краеведческий альманах. – Москва, 2004. – Вып. 1. – С. 127–138 : ил.

    Живопись. – Текст : непосредственный // Крым от древности до наших дней / главный редактор Э. Б. Петрова. – 2-е изд. – Симферополь, 2012. – С. 523–538 : цв. ил.

    Москва – Крым : историко-публицистический альманах : [в 5 вып.] / редактор В. Ф. Козлов. – Москва : Фонд развития экономики и гуманитарных связей «Москва-Крым», 2000–2003. – Текст : непосредственный
    Вып. 3. – 2001. – 351 с. : ил.

    Майко, Н. Б. Судакские этюды Николая Химоны на открытках начала ХХ в. (из фондов Центрального музея Тавриды) / Н. Б. Майко. – Текст : непосредственный // XIV Таврические научные чтения : сборник материалов : в 2 ч. / Министерство культуры Республики Крым, Центральный музей Тавриды. – Симферополь, 2014. – Ч. 1. – С. 137–142.

    Сыркин, В. М. Пётр Химона – ученик Куинджи : материалы к творческой биографии / В. М. Сыркин. – Текст : непосредственный // Десятые крымские искусствоведческие чтения : Вопросы теории, истории и критики искусства Крыма : материалы республиканской научно-теоретической конференции. – Симферополь, 2005. – С. 65–74 : ил.

    Терещук, Н. М. Коллекция метрических книг – источник изучения греческой диаспоры (по документам государственного архива г. Севастополя) / Н. М. Терещук. – Текст : непосредственный // V Таврические научные чтения : сборник материалов, г. Симферополь, 21 мая 2004 г. / Министерство культуры АРК, Крымский республиканский краеведческий музей. – Симферополь, 2005. – С. 118–124.

    Терещук, Н. М. Метрические книги второй половины ХIХ в. – источниковедческая база по изучению истории греческой диаспоры г. Севастополя / Н. М. Терещук. – Текст : непосредственный // Севастополь: взгляд в прошлое. – Севастополь, 2006. – С. 79–85. – Библиогр. в конце ст.

    Яшный, Д. В. Художественные открытки Юго-Восточного Крыма (1899–1918) / Д. В. Яшный. – Текст : непосредственный // Актуальные вопросы истории, культуры, этнографии Юго-Восточного Крыма : материалы VI международной научной конференции, Судак – Новый Свет, 5–6 окт. 2013 г. – Симферополь ; Новый Свет, 2013. – С. 176–182 : ил. – Библиогр. в конце ст.

    Поделись с друзьями

    Другие записи из этой категории