• X

    Поиск

    vk 2

    facebook

    odnoklassniki

    Instagram

    twitter

    twitter

    Электронные ресурсы библиотеки

    Код для вставки баннера

    Виртуальная справка

    О творчестве Петра Старикова

    Творчество Петра Андреевича многогранно: будучи архитектором по специальности, он с не меньшим энтузиазмом занимался живописью и графикой.

    Пётр Андреевич Стариков был наделен сильным характером и активной творческой волей, что, несомненно, помогло ему в профессии. Его градостроительные и архитектурные проекты в сложный период послевоенной разрухи и стандартизации массового строительства отличались стремлением к индивидуальным разработкам и логически простым решениям в духе конструктивизма и рационализма 20–30х гг. Конечно, нельзя отрицать присутствие духа «сталинского ампира» в постройках мастера, особенно в южных регионах страны, в Крыму (Ялта, Симферополь), а также того, что архитектор следовал сложившимся официальным установкам в сфере строительства. Архитектура всегда являлась наиболее публичным видом искусства, так как создавалась на века, отсюда – более тщательный контроль партийного руководства за строительством. Многие идеи проектов архитектору приходилось с упорством отстаивать и защищать.

    Пётр Андреевич – не только человек, склонный к математически точным, выверенным наукам, но и яркий художник, которому свойственны и лирические, и романтические настроения. В его живописном творчестве собран огромный пласт духовной культуры человечества, опыт поисков в искусстве предшествовавшего времени. Здесь можно ощутить и реминисценции на живописные полотна Константина Богаевского, и рериховскую мощь, и былинность горных пейзажей, и тонкие живописные восприятия Тёрнера, и пластику арт-деко, и декоративные искания Василия Кандинского. Но, несмотря на близость и соприкосновение с рядом мастеров русской и европейской школ, творчество художника самостоятельно и самобытно.
    Необъятная и выразительная энергетика природы стала источником подъема духовных сил автора. Он видел и изображал красоту земли: камни, скалы, облака, древние памятники. Композиции отражают то статическое состояние мощных природных объектов, то непрерывное движение стихии, а также взаимодействие неба, земли и воды, игру света и тени.

    Особое место в живописи художника занимают морские пейзажи. Проникнутые духом борьбы человека с природой, эти композиции несколько фрагментарны. Изображая мощь воды, он стремится показать состояние людей, находящихся внутри стремительного потока, и уловить характер и силу стихии. Стойко переносящие превратности бушующей природы люди играют второстепенные роли («Море у Судака. Закат», «Судак. Генуэзская крепость с моря», монотипии; «Воспоминание о Сахалине» картон, гуашь. Все – 1970-е гг.). Главным мотивом этих работ является изображение стремительного течения с вздыбленными волнами и силуэтами обрывистых берегов. Композиции создают ощущение свободы и масштаба бурлящей воды, её широты и простора. Стариков развивал морскую тематику, разрабатывал её в различных состояниях и разнообразии цветовых нюансов. Подчас его морские пейзажи заставляют погрузиться в мечты, философское созерцание, задуматься о связи человека с окружающим миром.

    Морская стихия предстает то угрюмым и грозящим началом для человека, то нежным, мерцающим, манящим и мирным явлением природы. Такова серия пастелей «Закат и скалы» (два варианта), «Корабли на рейде», «Татарская деревня» (1980-е гг.). Используя вибрирующие краски пастели, мастер создает глубинную живописную перспективу. Туманы поглощают контуры прибрежных скал и очертания мелких судов.
    Техника письма Петра Старикова – условная, тяготеющая к декоративизму. Часто линейная перспектива отсутствует, а точка зрения в композициях даётся сверху. Фрагментарность ряда пейзажей не исключает мощи и монументальности его работ.

    Художник часто работал в технике монотипии. Им был разработан собственный метод с использованием картонных трафаретов и распыления краски при помощи щёток и кистей. Это создавало эффект мерцания и плавного перехода тонов. Распыление темной краски на более ярком или более светлом фоне придавало впечатление игры светотени, стирания контуров фигур и объемов. Ориентированность монотипий на условность, декоративизм, эксперименты с формой и цветом стали для мастера выражением индивидуального начала в период его творческой зрелости.

    Духовная субстанция прошедшего времени незримо входит в личный арсенал выразительных средств художника. Историческое восприятие современного времени, ощущение настоящего через прошлое выплескивается не только через свое собственное видение реальности, а в силу жизненной энергетики личности. Сюжеты картин Петра Старикова чрезвычайно разнообразны и многогранны. Ясно ощущается внутренняя связь искусства современности с классической традицией второй половины ХIХ – начала ХХ вв.
    Человек разносторонне одаренный, Петр Андреевич Стариков обладал способностью постигать многие искусства: архитектуру, живопись, музыку, театр. Он много работал как живописец и график, создавал монументальные композиции и небольшие станковые работы. Его произведения наполнены новыми смыслами, проникнуты личным ощущением. Через интерес к созданию новых техник художник выработал свой собственный пластический язык. Представленные на выставке работы были объединены общим зарядом энергии творца. Экспозиция его произведений – единое целое, умело составленная, объединяющая и пейзажи, и ретро-фантазии, и условно выполненные сочинённые портреты-образы.

    Елизавета Базанова

    Cправка

    Петр Андреевич Стариков родился в 1912 г. в Хабаровске. В 1938 г. с отличием окончил архитектурный факультет Ленинградского института инженеров коммунального строительства, начал профессиональную деятельность в тресте «Дальпрогор» (г. Хабаровск).
    1939 г. – член Союза архитекторов.
    1941 г. – работал главным архитектором Хабаровска, в том числе курировал застройку Комсомольска-на-Амуре.
    1945 г. – направлен на восстановление Крыма в г. Симферополь. С 1950 по 1961 г. работал главным архитектором г. Ялты. В дальнейшем руководил архитектурной мастерской в институте «КрымНИИпроект» (г. Ялта), завершил профессиональную деятельность в должности главного архитектора этого института.
    Живопись была неотъемлемой частью творческой жизни Петра Старикова. В 1930-е годы в Ленинграде обучался технике акварели у Николая Тырсы. Живописное и графическое наследие мастера составляют произведения, выполненные в различных техниках с использованием разнообразных материлаов.
    В 2016 и 2017 гг. работы художника участвовали в ежегодном проекте «Крымский мост» в библиотеке им. И.Я. Франко. В 2017 г. в библиотеке также экспонировалась персональная выставка мастера кисти «Пётр Стариков: художник и архитектор».

    Поделись с друзьями

    Другие записи из этой категории