• X

    Поиск

    vk 2

    facebook

    odnoklassniki

    Instagram

    twitter

    twitter

    Электронные ресурсы библиотеки

    Код для вставки баннера

    Виртуальная справка

    Валентин Бернадский: «Художник не должен работать на публику»

    <…>Всматриваясь в полотна живописца, понимаешь, что мастерство – это не просто отточенная до автоматизма техника, безупречный профессионализм. Это – полёт души. Чем чище и совершеннее душа, тем выше поднимается мастер. Высоты, покорённой Валентином Бернадским, не каждому дано достичь даже на мгновение. Он же не только прочно удерживался все эти годы на пике собственных достижений, обогативших современное искусство, но и продолжал подниматься, и помогал делать это другим.

    Его картины, предельно выразительные композиционным и колористическим решением, единством формы и содержания, эмоциональные, заряженные мощной энергетикой, называют «окном в мир». Они несут огромный заряд жизненного оптимизма, веру в изначальную доброту мира, утверждение его вечных непреходящих ценностей.

    Более полувека прожил Валентин Бернадский в Крыму. Родился будущий художник 13 января 1917 года в селе Озеряне Бобровицкого района Черниговской области в семье учителя сельской церковно-приходской школы. Рос в большой дружной семье вместе с пятью братьями и сестрёнкой, которые были наделены талантами музыкантов, художников, увлекались поэзией, искусством. Каждый в семье играл на музыкальных инструментах, пел. Послушать семейный ансамбль собиралась вся округа, его приглашали выступать на праздники в районный центр. Творческая обстановка, с детства окружавшая будущего художника, формировала его тонкую, восприимчивую к красоте личность. Валентин Данилович любил вспоминать, как выходил из избы и замирал – не мог налюбоваться видом патриархального села на берегу тихой лесной речки с удивительно чистой, прозрачной, как слеза, водой, с небольшой деревянной церквушкой, построенной ещё запорожцами. Всё вокруг дышало задумчивой поэтикой. Не отсюда ли чувство обострённого восприятия истинной красоты, исключающей преклонение перед красивостью? Однажды попытался нарисовать то, что видел окрест. И поразился – получилось. Попробовал срисовать из книги портрет Тараса Шевченко – сходства достиг без всяких усилий.

    Говорят, провидение ведёт по жизни того, кто при рождении поцелован Богом. Вряд ли случайно попала в руки деревенского паренька книга ленинградского профессора Алексея Петровича Эйснера «Школа живописи».
    «Даже не помню, как она оказалась у меня, – вспоминал Валентин Данилович. – Зато хорошо помню, как на одном дыхании прочитал её, а в конце увидел предложение присылать автору творческие работы для консультаций».

    Ни на что особенно не надеясь, юный мечтатель отправил профессору письмо и свои этюды. Полной неожиданностью и, конечно, несказанной радостью стал ответ с подробным анализом присланных этюдов. Завязалась переписка. Алексей Петрович, почувствовав, что имеет дело с незаурядной личностью, предложил Валентину переехать в Ленинград, жить у него и брать уроки живописи. Как тут было не поехать: от судьбы не увильнёшь. Профессор отечески отнёсся к подростку, заботясь о нём, воспитывая, обучая азам живописи. Валентин Данилович всю жизнь был благодарен человеку, который вывел скромного сельского паренька на заманчивую, но такую трудную, требующую целеустремлённости и неутомимости творческую дорогу.

    После Ленинградского художественного училища Валентин поступил во Всесоюзную академию художеств, где его наставником был знаменитый живописец Борис Иогансон. Учился юноша увлечённо, азартно, делал такие успехи, что ему была назначена персональная Сталинская стипендия. Но грянула война, и учёба прервалась. Прошёл тяжёлое испытание блокадой, боями на передовой, в которых участвовал в рядах отдельной горно-стрелковой бригады. После войны закончил учёбу и в 1950 году был направлен Министерством культуры СССР в группе лучших выпускников Ленинградской академии художеств и Московского института имени Сурикова на преподавательскую работу в Крымское художественное училище имени Николая Самокиша. Сегодня Валентина Бернадского и его товарищей, единомышленников Фёдора Захарова, Виктора Апановича, Николая Бортникова по праву называют основоположниками крымской художественной школы.

    Много лет понадобилось художнику, чтобы, изучив опыт импрессионистов, старых русских и западноевропейских мастеров, определиться в собственных устремлениях, овладеть тонкостями цвета и света, колорита, тона и полутона, пластики, композиции – всем тем, без чего не может быть самобытного Мастера с собственным неповторимым почерком. До самого последнего дня не иссякал творческий потенциал художника, создающего среду, очищенную от ежедневной сутолоки и суеты. Среду, сочетающую одухотворённый интеллектуализм и тонкую лирическую интонацию. Валентин Бернадский и в последние годы занимался творчеством, а не эксплуатацией ранее найденных художественных приёмов. Он был так увлечён жизнью во всех её проявлениях, что конкретные впечатления естественно перетекали на полотна. И их художественная реализация помогает нам повысить уровень восприятия красоты и гармонии мира.

    Мастер в совершенстве овладел всеми жанрами живописи: тематическая картина, портрет, пейзаж, натюрморт, воплощая вечную тему «Человек и природа». Сюжетно-тематические картины поэтично раскрывают будни тружеников крымских полей, комбайнёров, садоводов, виноградарей. Острой романтической нотой пронизан весь образно-эпический строй картин на исторические темы. Особое место в творчестве Бернадского занимает портрет. В этом жанре он поистине достиг вершин, добиваясь не только абсолютного внешнего сходства (что считает совершенно необходимым), но и яркого образного раскрытия внутреннего мира человека. Создана впечатляющая портретная галерея земляков: артистов, художников, людей культуры, науки, рыбаков, хлеборобов, военных… В пейзаже, натюрморте Бернадский – тонкий колорист, в каждой без исключения работе добивающийся мощного, правдивого цветового звучания при особой остроте в прорисовке форм, обострённой образности колорита и композиции.

    В разное время живопись Валентина Бернадского экспонировалась в Москве, Киеве, других городах Украины и России, в частных галереях Лондона, Амстердама. По приглашению французской фирмы «Арколь» Валентин Данилович семь месяцев работал в Париже, а потом его картины экспонировались в выставочном зале «Друо», где в своё время выставлялись Моне, Ренуар, Сислей, Писсарро и другие импрессионисты. С успехом прошла в Лондоне выставка «Отец и сын Бернадские»: младший сын Валентина Даниловича Геннадий пошёл по его стопам, живёт и работает в городе молодости отца, ныне Санкт-Петербурге.

    Без абсолютной свободы художника нет. <…>

    Источник: Обуховская Л. Валентин Бернадский: «Художник не должен работать на публику» / Л. Обуховская // Брега Тавриды. – 2012. – № 1/2. – С. 270–274.

    Орфография и пунктуация автора сохранены.

    Справка

    Валентин Данилович Бернадский родился 13 января 1917 года в селе Озеряны Черниговской области.

    В 1940 году поступил на учебу в институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, который заканчивал уже после войны (1946-1950) в мастерской Б. Иогансона.

    С 1950 года жил в Симферополе, занимаясь педагогической, творческой и общественной деятельностью, будучи многие годы членом правления Союза крымских художников, а также его председателем.

    С 1950 года – Член Союза художников.

    С 1951года начинает участвовать в выставках – республиканских, зарубежных, персональных.
    1989 год – Народный художник УССР.

    2005 год – Народный художник Российской Федерации.

    2007 год – Заслуженный деятель искусств АР Крым.

    2010 год – Почетный академик Российской академии художеств.

    2010 год – Золотая медаль «За мастерство» Международного фонда «Культурное достояние».

    Умер в сентябре 2011 года в Симферополе.

    Поделись с друзьями

    Другие записи из этой категории

    PHP Code Snippets Powered By : XYZScripts.com